Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения направленные на профилактику дисграфии и дислексии.




6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП). В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач. У детей с ЗПР задача развития математических представлений реализуется непросто. Это связано с тем, что у детей этой категории, особенно с ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память на линейный ряд, восприятие пространства и времени, чувство ритма; отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, перед реализацией задач по формированию ЭМП необходимо (на основе диагностических данных) запланировать пропедевтический период обучения, который станет основой для возможности усвоения ребенком математических представлений, определяемых программой.

С другой стороны, математическое развитие является мощным инструментом

· для сенсорного развития (различение и определение предметов по цвету, форме, величине, группировка множеств предметов и заданными признаками, и др.);

· для познавательного развития (развития умения анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

· развития речи (особенно для планирующей функции речи и отработки сложных по грамматической конструкции форм предложений, например: Саша быстрее приедет к финишу. Потому что он едет на велосипеде, а Витя на самокате.);

· подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: саморегуляция действий и поведения, работа с образцом и по образцу, по словесной инструкции, синхронная коллективная работа и др.);

Математические представления реализуются по следующим разделам: множества, количественные представления, представления о форме, величине, пространственные и временные представления.

7. Обучение игре. Ведение в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении сюжетно-ролевой игрой. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются следующие задачи:

· формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;

· развитие игры как совместной деятельности;

· обогащение содержания детских игр.

В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги через другие занятия, через наблюдения за профессиональной деятельностью взрослых, беседы и чтение литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач в игре детей возможно только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующей игровой атрибутики и игрушек.

Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре, дидактической игре.

8. Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одной из ведущих продуктивных видов дошкольного детства и имеет моделирующий характер. ИЗО деятельность отражает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей с ЗПР. Значительный вклад в развитие ИЗО деятельности вносит развитие восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений и тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

Развитие ИЗО деятельности способствует не только реализации традиционных задач по формированию изобразительных умений и навыков, но коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Особенно коррекционная направленность на занятиях по ИЗО показана детям с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых страдает планирующая функция деятельности. В этих случаях проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученных результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только с точки зрения одной из ведущих и любимых детьми дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: