Занятия конструированием имеет и коррекционно-развивающую направленность. Оно способствует развитию предварительного планирования, восприятия пространственных отношений, сенсорно-перцептивным способностям, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.
10. Труд. Занятия по трудовому воспитанию планируются в режимных моментах и специальных занятий по ручному труду в рамках «Учебного плана». На занятиях у детей формируют представления о свойствах различных материалов (бумага, картон, ткань, природный материал), учат приемам работы с материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки. Кроме того, детей учат планировать свою деятельность, развивают такие личностные качества как терпение и трудолюбие.
11. Социальное развитие. В старшей и подготовительной группе проводят специальные занятия по социальному развитию. Воспитатель на основе прочтения художественного произведения (фрагмента) или его драматизации, в основу которого положены проблемные ситуации и отношения социальной тематики: образцах норм социально-правильного поведения, представлениях о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др.
12. Ознакомление с художественной литературой. На занятия по ознакомлению с художественной литературой воспитатель решает традиционных для дошкольных учреждений задачи, но особое внимание педагог уделяет пониманию содержания текстов, расширению представлений об окружающем мире, расширению словаря.
13. Музыка. На занятиях реализуются в основном традиционные задачи, которые стоят перед ДОУ. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими задачами, такими как развитие слухового восприятия и ориентировки в пространстве, чувства ритма, развитие различных качеств движения (плавность, координация, переключение и др.) Занятия проводят руководитель по музыкальному воспитанию преимущественно в первой половине дня.
|
14. Физическая культура (ФИЗО). Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: развитие памяти на движение, восприятия и передачи движений (серии движений), ориентировки в пространстве, выполнение движений по условному знаку или слову, развитие двигательных качеств и др. Детей учат освоению основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, обучают общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и достижений детей. Занятие проводит воспитатель по ФИЗО преимущественно в первой половине дня.
Специальные коррекционные задачи решаются на занятии ЛФК на основе медицинских назначений.
15. Коррекционная ритмика. «Коррекционная ритмика» это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Таким образом, коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной структуре ЗПР формой проведения занятия, построенного на музыке и движении.
|
Занятие проводит специально обученный педагог.
16. Коррекционно-развивающее занятие психолога. Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и развитие положительных личностных качеств, развития адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения детей, развитие и профилактику школьно-значимых функций.
Литература.
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, – М., 2003.
3. Власова Т.А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения. – В кн.: Дети с временными задержками развития. – М., 1971.
4. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1973.Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. – М., 2001.
5. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
|
6. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6.
7. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
8. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребенка-дошкольника. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. – М., 1995.
9. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. 1997.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб,. 2003.
11. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1
12. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.
13. Учебно-методический комплект «Готовимся к школе»: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Режим дня.