Неоклассическое направление




В центре неоклассического направления стоит идея равновесия, основанного на оптимальной рыночной системе, рассматриваемой как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы не только отдельному экономическому субъекту, но и экономике в целом.

В реальной экономической жизни общества это равновесие нарушается. Однако моделирование равновесия позволяет найти отклонение реальных процессов от идеала.

 

42.

Валютный рынок - совокупность конверсионных и депо­зитно-кредитных операций в иностранных валютах, осуществляе­мых между контрагентами - участниками валютного рынка по рыночному курсу или процентной ставке.

Валютные операции - контракты агентов валютного рынка по купле-продаже, расчетам и предоставлению в ссуду иностранной валюты на конкретных условиях (сумма, обменный курс, процент­ная ставка, период) с выполнением на определенную дату. Текущие конверсионные операции (по обмену одной валюты на другую), а также текущие депозитно-кредитные операции (на срок до одного года) составляют основную долю валютных операций (определение по Д. Ю. Пискулов. Теория и практика валютного дилинга. Москва ИНФРА-М 1995).
Существует различие между конверсионными и депо­зитно-кредитными операциями. Конверсионные операции не имеют протяженности во времени и осуществляются в определенный момент, а депо­зитно-кредитные операции имеют продолжительность во времени.
Депо­зитно-кредитные операции как правило выделяются в отдельный рынок - денежный рынок (Money Market).

Валютным курсом является цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны при сделках купли продажи.
Валютный курс может формироваться двумя способами: исходя из соотношения спроса и предложения на валюту на свободном рынке или административным способом (обычно центральным банком или правительством).

Валютной котировкой (от франц. coter, буквально - нумеровать, метить), называется установление (фиксация) курса одной валюты к другой в соответствии с действующими законодательными нормами и сложившейся практикой.

Валютная котировка бывает трех видов:
- прямая котировка - количество единиц национальной валюты за одну единицу иностранной валюты.
- обратная котировка количество иностранной валюты за единицу национальной валюты.
- кросс-курс (иногда называют «кросс») - курсовое соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей валюте. В основном в качестве этой третьей валюты используется доллар США как валюта, используемая в 80% сделок.

Основные валюты
- USD = доллар США, на финансовом сленге используются также названия greenback ("зеленая спинка"), buck (бакс), dolly
- EUR = Евро, единая европейская валюта
- GBP = Английский фунт стерлингов, на финансов сленге используются также названия «паунд» (Great Britain Pounds), стерлинг (sterling), «к'абель» (cable).
- CHF = Швейцарский франк, на финансовом сленге используются также название «свисси» (swissy),
- JPY = Японская йена

Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот (рис.38.1).

 

 

Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, а, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться труднопрогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

Номинальный валютный (обменный) курс – это относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Когда используется термин «валютный курс», речь идет о номинальном обменном курсе.

Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид

ER = EN * Pd / Pf,

где ER – реальный валютный курс;
EN – номинальный валютный курс;
Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте;
Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

В долгосрочной перспективе номинальные курсы подвижны и реагируют на изменения уровня цен таким образом, что

реальные курсы валют остаются неизменными, обеспечивая соблюдение паритета покупательной способности.

ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.

 

В краткосрочном периоде номинальный курс, как и цены, относительно "жесткий", а реальный курс изменяется, вызывая нарушения паритета покупательной способности валют. Эти изменения сопровождаются колебаниями величины чистого экспорта и совокупного спроса. Чем ниже реальный курс, тем относительно дешевле отечественные товары для иностранцев, а импортные — для отечественных потребителей и тем больше чистый экспорт.

 

В малой открытой экономике, для которой внутренняя рыночная ставка процента определяется среднемировым уровнем, а мобильность капитала является совершенной, то есть отсутствуют какие-либо ограничения в движении потоков капитала, внутренняя фискальная экспансия способствует повышению равновесного реального валютного курса.

При увеличении государственных расходов (или снижении налогов) снижаются национальные сбережения и кривая (S – I) смещается влево (см. рис. 7). Этот сдвиг означает снижение предложения национальной валюты для зарубежных инвестиций. Более низкое предложение валюты повышает ее реальный обменный курс. В результате отечественные товары дорожают относительно иностранных, что приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта. В итоге образуется дефицит по счету текущих операций.

Рисунок 7 – Повышение реального обменного курса в малой экономике

В случае, если снижение налогов вызывает рост инвестиций, кривая (S – I) снова смещается влево, хотя объем национальных сбережений не снижается. Инвестиционный налоговый кредит делает инвестиции в данной стране более привлекательными для иностранцев, что, в свою очередь, увеличивает равновесный реальный валютный курс и вызывает дефицит платежного баланса по текущим операциям.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в зарубежных странах приводит, при прочих равных условиях, к сокращению уровня сбережений за рубежом. Это повышает мировую ставку процента и снижает уровень инвестиций в малой открытой экономике.

В этом случае предложение национальной валюты для инвестиций за рубежом увеличивается и кривая (S – I) смещается вправо (см. рис. 8). Равновесное значение реального обменного курса снижается, отечественные товары относительно дешевеют и чистый экспорт увеличивается.

Рисунок 8 – Понижение реального обменного курса в малой экономике

Протекционистская торговая политика (введение тарифов или квот на импорт) способствует увеличению чистого экспорта, что отражается сдвигом кривой NX(ε)1 в положение NX(ε)2. (см. рис. 9).

Рисунок 9 – Влияние протекционизма на динамику чистого экспорта

Равновесный реальный валютный курс повышается, отечественные товары относительно дорожают и чистый экспорт снижается, элиминируя его первоначальное увеличение, вызванное протекционистскими мерами. Таким образом, протекционистская торговая политика не влияет ни на счет текущих операций, ни на счет движения капитала и финансовых операций. Однако она повышает равновесный реальный валютный курс и абсолютно сокращает размеры внешней торговли: в точке В общие объемы экспорта и импорта абсолютно меньше, чем в точке А, хотя величина чистого экспорта не изменилась.

Введение импортных ограничений сопровождается повышением уровня внутренних цен Рd, Поэтому в более долгом периоде номинальный курс валюты ЕN снижается настолько же, насколько возросли цены. В итоге возросший равновесный реальный валютный курс стабилизируется на уровне ε2,a не снижается обратно до уровня ε1 вслед за спадом чистого экспорта. Снижение номинального курса в ответ на рост уровня цен восстанавливает паритет покупательной способности.

 

43.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило,он идет на покрытие государственного долга.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

 

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:

· Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

· Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

 

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2. Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D величина государственного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn - номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину πD так как, по уравнению Фишера, n = Rn - Rr.

При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции. Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

3. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки, Нередко местные органы власти целенаправленна искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.

4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

- увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. актуальнаяинформация о домене всегда Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периодеослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

- низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;

- ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;

- нерациональной структуры бюджетных расходов;

- высокого уровня расходов непроизводительного характера;

- инфляции;

- неустойчивости денежного обращения;

-неустойчивости системы расчетов;

- нерациональной налоговой политики;

-непродуманной инвестиционно-кредитной политики;

-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;

- снижения жизненного уровня населения.

 

Р ост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

- выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения;

- повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе;

- существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж;

- рост внешнего долга снижает международный авторитет страны;

- когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.

Управление государственным долгом - это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.

Меры, связанные с ликвидацией внешнего государственного долга:

1. Выплаты долгов за счет золотовалютных резервов государства.

2. Консолидация внешнего долга, то есть превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, то есть перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.

3. Конверсия, то есть превращение государственного долга в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале.

4. Обращение страны-должника к международным банкамс просьбой о льготном кредитовании. Банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают свои кредиты жесткими требованиями к государственной экономической политике, в частности, к поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

5. Политика рефинансирования применяется, когда государство для покрытия старых долгов вынуждено прибегать к новым займам, т. е. размещение новых займов для погашения задолженности по ранее выпущенным займам.

 

44.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

· формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

· регулирование кредитно-денежной системы страны;

 

· развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

· защита и охрана всех видов собственности;

 

· формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

 

· помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

· регулирование трудовых отношений в стране;

· охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

 

· контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику;

· регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

 

· размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

· сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

· Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

· увеличение объемов производства материальных благ;

· обеспечение более высокого уровня жизни;

· табильный уровень цен;

· справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

· перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

 

· организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

· охрана окружающей среды.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

Задачи экономической политики государства

1. Справедливое распределение – введение налоговых льгот для групп населения с низким доходом
2. Гарантии экономики – создание нормальных условий для жизни тех, кто не способен или не может найти работу
3. Охрана окружающей среды – сокращение выбора, защита среды обитания человека, рациональное природоиспользование
4. Стабильность цен – снижение всеми мерами инфляции и обеспечение финансовой стабильности
5. Рост экономики – повышение уровня жизни всего населения
6. Полная занятость населения – удержание безработицы на естественном уровне
7. Экономическая свобода – предоставление возможности выбора вариантов поведения эконом. субъектов в хоз. практике

 

Стабилизационная политика в переходной экономике имеет целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы («политику доходов»), в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.

Преодоление высокой инфляции, ее снижение в условиях неустойчивости развития в переходной экономике является важнейшим показателем и критерием экономической стабилизации.

 
Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; - государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: - налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; - регулирование цен, их уровня и соотношений; - платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; - таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Формы гос. регулирования эк-ки.
Под формами нужно понимать основные направления гос. воздействия на эк-ку.
1. Стимулирование НТП и НИОКР и формирование прогрессивных структур эк-ки. Формирование и развитие зависит от гос. финансирования НТП и НИОКР, требут больших затрат, от 60-70% затрат берет на себя гос-во, гос-во проводит координацию НИ работ, поддержка отраслей (электроника, э/э) значит. финансир. гос-вом.
2. Регулирование инвестиционного процесса и обеспечение эк. роста. За счет средств гос. бюджета в гос. секторе, субсидий для развития частного сектора, за счет удешевления кредита и льгот.
3. Эк. программирование и индикативное рег. эк-ки. Развивается во всех странах Зап. Европы, ент только в США. Суть в том, что разрабатываются программы развития эк-ки на определенный период времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: