На рубеже 80-90-х годов борьба за власть между ПО и Партией Верного Пути. Сформирован коалиционный кабинет в составе министров - членов ПВП и СДНП, возглавил правительство лидер ПВП С. Демирель.
Курс на либерализацию экономики, привлечение иностранного капитала, приватизацию государственных предприятий стал реально претворяться в жизнь в середине 80-х под мощным давлением МБРР и МВФ. В 1986 г. был принят закон о приватизации, в частную собственность стали передаваться некоторые предприятия госсектора.
Тансу Чиллер - новый премьер, в связи с избранием С. Демиреля президентом страны в мае 1993 г. Планы по массовой приватизации натолкнулись в правительстве на решительное сопротивление СДНП (экономическое противоречие). Политическое противоречие - СДНП соглашалось на коалицию с ПВП только при условии обеспечения демократизации с соответствующими изменениями в законах.
Одновременно внутри СДНП нарастал протест против коалиции с правыми. В 1992 г. они создали Народно-республиканскую партию, подчеркивая этим преемственность по отношению к НРП Кемаля Ататюрка. При этом было заявлено, что новая НРП - синтез прошлого национально-освободительного движения и будущей социал-демократии, которая видит свою цель в "превращении конституции республики из перечня запретов в документ о свободах".
В результате с сентября 1995 г. коалиция ПВП - НРП (СДНП) распалась. Правительственный кризис на фоне очередной волны экономических затруднений перерос в острый социально-политический кризис.
Вконце 80-х гг. вновь обострились - инфляция, безработица, внешняя задолженность.
Весной 1994 г. Т. Чиллер «пакет мер по экономической стабилизации», который вызвал возмущение в обществе. Меджлис принял закон о досрочных парламентских выборах, которые и состоялись 24 декабря 1995 г.
|
Победу одержала стоявшая на позициях исламизма Партия благоденствия (ПБ) во главе с ее лидером Неджметтином Эрбаканом. Обещал «создать новый мир и новый исламский союз, который объединит 1,5 млрд человек», Значительная часть населения Турции, испытавшей на себе тяготы осуществления курса экономической либерализации, выступила против упрочения связей с Западом.
Экономическая ситуация в стране стала ухудшаться: инфляция достигла 80 %., на 50 % выросла эмиссия денег. Не были претворены в жизнь обещанные реформы перестройки экономики. Вмешались военные. Отставка правительства Эрбакана.
В июне 1997 г. к власти приходит правительство, которое возглавил лидер Партии отечества (ПО) Месут Йылмаз. Восстановить в стране светское образование. Политика лаицизма.
В апреле 2000 г. лидировала Демократическая левая партия (ДЛП) Бюлента Эджевита. Премьер-минист - Б. Эджевит. С поста ушел президент С. Демирель. Новым президентом избран в мае 2000 г. Ахмед Неждет Сезер.
Выборы в парламент осенью 2002 г. принесли, очередной успех исламистам, объединившимся в Партию справедливости и развития (ПСР). На выборах 2007 г. снова победила ПСР. Президент Абдулла Гюль и премьер Реджеп Эрдоган вышли именно из ПСР.
К концу 90-х гг. Доля промышленного производства в ВВП составила 27 %, а производство сельскохозяйственных продуктов – 15,7 %. Экспорт страны в конце 90-х достиг 25 млрд долл., 80 % которого составляла промышленная продукция. В страну импортируется товаров на сумму 45 млрд долл., главным образом углеводородное сырье и газ, высокотехнологичная продукция, современное вооружение. Турция в этот период энергично выходит на передний план по уровню промышленного и сельскохозяйственного производства и услуг
|
Глава 5. Курдская проблема
К концу XX в. курдов в Турции проживает 6,5 млн, человек. С первой половины XX в. курды стали насильно подвергаться ассимиляции, запрет на курдский язык.
С конца 60-х гг. возникло курдское национальное движение. Появляются массовые партии и организации. Рабочая партия Курдистана (РПК), основанная в 1979 г. Ее лидером стал Абдуллах Оджалан. Военная организация – Армия освобождения Курдистана (более 10 тыс. человек). В августе 1984 г. РПК объявила турецкому правительству войну. Вооруженное противостояние продолжалось до конца 90-х гг. Погибло с обеих сторон более 20 тыс. человек. Арест в феврале 1999 г. А. Оджалан, (приговорен к смертной казни), призвал к прекращению боевых действий. В феврале 2000 г. съезд РПК решение принять предложение А. Оджалана. Однако правительство продолжает курс репрессивной политики.
Глава 7. Турецкая Республика в начале XXI в.
Внутренняя политика
В начале XXI века усиление противостояния сил светского и исламского направлений. Успех, который был достигнут в начале XXI века Партией справедливости и развития, не был случайным. Его основание было заложено в 90-х годах XX века, когда исламская партия «Благоденствия» наравне со светскими партиями заняла лидирующее место в руководстве страны.
Ежедневно обостряется противостояние между авторитарной властью Реджепа Тайипа Эрдогана и одним из наиболее влиятельных объединений Турции «Хизмет» и ее лидером Фетхуллахом Гюленом. Президент Турции Р.Т. Эрдоган обвинил Ф.Гюлена в подготовке государственного переворота, за этим последовала волна массовых арестов в различных государственных и медиа-структурах.
|
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Турцию действовать в области защиты прав человека в духе того документа, который Анкара сама же и подписала.
Наблюдается резкая поляризация общества: с одной стороны, на религиозную и светскую составные части, с другой, на мусульман-суннитов и алевитов.
Внешняя политика
Турция – единственная страна, которая является членом ОИК и НАТО, и в настоящее время проводит переговоры о вступлении в Европейский Союз. В конце нулевых годов стремясь к улучшению отношений с арабским миром, турецкое руководство пошло на вполне целенаправленное ухудшение отношений с Израилем. Учитывая роль и возможности этой страны в мировых делах, такое изменение политики может свидетельствовать о разочаровании в прежних ориентирах и переходе к новому внешнеполитическому курсу.
Таким образом, Турция, долгое время проводившая политику невовлеченности в региональные конфликты и всегда действовавшая в русле американских интересов, с приходом к власти в стране в начале нового века умеренной исламской партии во главе с Эрдоганом кардинально поменяла свою позицию. Заявив о своем намерении выполнять роль цивилизационного моста, Турция начала активно продвигаться в этом направлении.
Внешняя политика второй половине XX
Во второй половине XX в. началась стремительная «вестернизация» Турции. Только в 1947 г. на Турцию вместе с Грецией было распространено действие доктрины Трумэна, Турция стала членом МВФ и МБРР и заключила военное соглашение с Соединенными Штатами. В 1949 г. вступает в Европейский совет, в 1952 г. становится полноправным членом НАТО. Совместно с Великобританией и Грецией в 1959 г. Турция договаривается о создании Республики Кипр. В сентябре этого же года она обратилась в Европейское экономическое сообщество с заявлением о членстве в этой организации. В 1963 г. она стала ассоциированным членом Сообщества. Соглашение об этом было дополнено в 1970 г. протоколом, что в совокупности составило правовую основу торгово-экономических отношений Турции с ЕЭС.
Важным направлением внешней политики Турции являются отношения с исламскими странами Ближнего и Среднего Востока. Турция - член Организации исламская конференция. Один из трех постоянных комитетов ОИК, Комитет экономического и торгового сотрудничества, с 1984 г. осуществляет свою деятельность под председательством президента Турции. С 1985 г. - член Организации экономического сотрудничества. Также в этот период Турция подписала много важных документов со странами Ближнего и Среднего Востока, и СССР.
Три основных этапа:
1. Середина 1940-х - начало 1960-х гг. - односторонний прозападный курс, ориентация на США и Англию. Отношения с арабскими странами и СССР строятся под диктовку Запада, в результате такой политики возникает недоверие со стороны арабских стран. Багдадский пакт полностью подрывает доверие, и все последующие предложения странами Ближнего и Среднего Востока принимаются с опаской, стремлением к восстановлению в арабских странах английского господства и турецкой гегемонии. Что касается СССР, то в Турции, где пропагандировался антисоветский курс, все советские инициативы встречались враждебно. Результатом такой односторонней политики стало ослабление позиций Турции на международной арене и урон ее экономическому развитию.
2. Середина 1960-х - середина 1970-х гг. - многосторонняя внешняя политика, попытка интенсивного развития турецкой экономики.
Во второй половине 1960-х гг. был выдвинут тезис о необходимости создания «пояса мира» вдоль границ Турции, т.е. улучшения отношений с соседними странами. Но все равно Турция не перестает ориентироваться на Запад, результат - вступление в ЕЭС для того чтобы заручится политической поддержкой Западных стран через экономическое сотрудничество. Так же на основе блока СЕНТО по турецкой инициативе была создана «Организация регионального сотрудничества», где Турция лидировала и проявляла свою политическую активность. Кипрская политика Турции в этот период носит резко выраженный агрессивный характер, и сопровождается активными военными действиями.
3. Конец 1970-х - начало 1990-х гг. - усиление атлантизма, большое влияние США и НАТО. Продолжается напряженность в отношениях Турции с Грецией, непримиримые позиции по кипрской проблеме, обострение споров по вопросам о территориальных водах, о континентальном шельфе в Эгейском море, о распределении командования на юго-восточном фланге НАТО. Усиление атлантизма в политике Турции сопровождается повышением ее роли в НАТО по сравнению с Грецией. Такая внешняя политика Турции способствовала расширению военного присутствия США и НАТО в стране, сети их военных баз. Конец 1970-х - 1980-х гг. отмечен расширением в Турции антисоветской пропаганды с подачи США. Но политика СССР была важнейшим фактором, приведшим к улучшению отношений между двумя странами, однако развитие отношений с Советским Союзом было ограничено турецкой стороной рамками экономического сотрудничества, которое полностью стабилизировалось в начале 1990-х гг. с открытием «Голубого потока».
Вывод
Турция находится в непосредственной географической близости от самых «горячих точек» на земном шаре, включая Балканы, Ближний Восток и Кавказ. Играя важную геополитическую роль в данных регионах, Турция постоянно оказывается задействованной в различных этнических и политических конфликтах. В настоящее время особенно болезненными для Турции являются конфликты с Грецией, Республикой Кипр, Арменией, а также с курдскими боевиками, ведущими партизанскую войну на юго-восточных приграничных территориях и выступающими за политическую и административную независимость курдской нации.
В последнее десятилетие, несмотря на множество проблем Турция, используя свое географическое положение, тесные исторические и культурные связи, старается быть катализатором в развитии диалога и взаимодействия между Азией и Европой, Востоком и Западом.