Политическое сотрудничество




 

Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.

 

Правовое сотрудничество

 

В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

 

Укрепление общественной безопасности

 

Интересным представляется сотрудничество церкви и государства в сфере укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в современной России. В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в Православие», были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к проведению конференции в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны. По итогам этой конференции в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, - Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.

 

Экономические отношения

 

Как видно из вышеперечисленного, влияние церкви на законодательно-правовую сферу и сферу безопасности носит косвенный, миссионерский характер. Куда более действенным представляется «возрождение православия» в хозяйственно-экономических вопросах и, прежде всего в вопросах возвращения церковной собственности. Церковь в решении Архиерейского Собора отказалась от требования о возврате всей церковной недвижимости, кроме жизненно необходимой. Для восстановления возвращаемых церковных зданий государство в отдельных случаях выделяет средства на ремонт. Церковь развивает и собственные хозяйственные подразделения. В большинстве епархий действуют производства по изготовлению церковной утвари, свечей, пошиву облачений. Наиболее крупным из них является завод «Софрино» под Москвой, на котором работают 3 тыс. человек. Развивается в епархиях и православное книгоиздание, создается сеть книжных лавок и магазинов. В Москве и Санкт-Петербурге сформировалось несколько крупных православных издательств. Одним из направлений экономического сотрудничества Церкви с производственными и хозяйственными структурами является создание нескольких коммерческих банков в Москве и церковного филиала одного из банков в Санкт-Петербурге. Самостоятельная банковская деятельность в православной среде не получила серьезного развития из-за нестабильности российской экономики и ростовщического процента, заложенного в основу европейской банковской системы и неприемлемого для Церкви. Однако, выступая за возврат земель, конфискованных еще до революции и покойный и нынешний Патриархи достаточно резко высказывались против создания органа, который бы контролировал деятельность религиозных организаций в России наподобие института Обер-прокурора Святейшего Синода, что автоматически означало бы и контроль над церковными экономическими ресурсами.

 

Социальная сфера

 

По настоящему значительным является влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения. В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях. Для обсуждения наиболее острых и спорных медицинских вопросов врачами, священниками и представителями общественности в Москве был создан Совет по биоэтике, особенно сегодня сложна и даже трагична ситуация в сфере рождения детей и проведения абортов, которые фактически стимулируются государственным здравоохранением, сделавшим из этого страшный и безнравственный бизнес. В большинстве епархий при поддержке государства и общества проводятся совместные семинары и конференции для ознакомления с опытом социальной работы, издаются просветительские газеты и брошюры для больниц, готовятся программы, направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым. Проведение с 1992 года Общеобразовательных Рождественских чтений стало крупнейшим примером сотрудничества Церкви, государства и общества в педагогической сфере. Чтения объединяют на пленарных заседаниях и в десятках секций тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство из десятков регионов России. Просветительская деятельность Церкви в школах ведется в различных формах. Уже более 10 лет существуют православные гимназии, где создается гармоничное сочетание веры и знания. Первая такая гимназия создана обществом «Радонеж» в 1991 году. Создаются национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах. Так, в частности в Московской, Белгородской и Курской областях ведется преподавание курса «Основы православной культуры». С 2000-го года в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения - Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведений открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары. Потребность в более серьезном и постоянном сотрудничестве Церкви и науки привела к созданию в 1999 г. Объединенного научно-религиозного собрания в Москве и в перспективе - в регионах России. В 2000 г. на конференции по взаимодействию Церкви и научных центров России в Троице-Сергиевой лавре было поддержано предложение о необходимости существования постоянно действующего коллегиального органа, объединяющего Церковь и научные центры. В начале 90-х годов для более активной просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всероссийское православное молодежное движение (ВПМД). Центральным направлением работы ВПМД стала поддержка детских организаций: скаутов, разведчиков и следопытов. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работает реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах. Православие и национальная идеология Анализ значения «православного возрождения» и влияния Русской Православной Церкви был бы не полным без рассмотрения вопроса о реальных возможностях православия как платформы для создания новой национальной идеологии и Церкви как активного ее сторонника и инициатора. Это сегодня особенно актуально - ведь до сих пор, в течении почти 20 лет с момента краха коммунистической идеологии в стране так и не сложилось ничего хотя бы близко похожего, что, бесспорно, не может быть сильной стороной действующей власти. Активные сторонники расширения влияния Русской Православной Церкви вполне обоснованно говорят о том, что православие является той органической почвой, на которой исторически «выросла» российская цивилизация. А так как православие неотделимо от истории России, ее культуры, то важнейшим вектором движение является формирование новой национальной идеологии именно на основе православной идеи при активном посредничестве Русской Православной Церкви. В наиболее крайней форме это позиция нередко звучит как необходимость возрождения православной веры и православной монархии в России (митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр). К этому можно только добавить активную миротворческую миссию Патриарха Алексия II в ходе обострения социально-политической ситуации в стране в 1993 году. И действительно, православие как источник базовых общечеловеческих ценностей органично сплетенных с русской культурой вполне может претендовать на статус одного из столпов национальной идеологии. Насколько влиятельным может быть этот статус - зависит от решения по крайней мере двух вопросов - имеет ли православие и Русская Православная Церковь реальную поддержку общества и способна ли она сама к подобной миссии. Первый вопрос - насколько «православным» является российское общество? То есть насколько хотя бы потенциально велика восприимчивость населения к тем же общечеловеческим ценностям в православной форме. Обратимся к социологическим исследованиям последних лет. По мнению некоторых исследователей не всегда этническая принадлежность населения совпадает с их религиозным самосознанием (Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // СОЦИС. 2005. №6). Так, неверно полагать, что численность этнических русских (около 120 млн. чел. по переписи 2002 г.) и численность православных. Более точным исследователям представляется критерий религиозной самоидентификации, то есть к чему причисляют себя сами люди. Данный критерий, характеризующий простое причисление себя к какой-либо конфессии, без реального знания обрядов и вероучения позволил уточнить количество православных до 70-85 млн. чел. Однако, действительный уровень религиозности характеризуется числом практикующих верующих - регулярно посещающих церковь, а также соблюдающих религиозные обряды. Таковых, по данным социологических опросов последних лет, можно насчитать около 3-15 млн. чел., то есть от 2-10% населения. Безусловно, что можно было бы назвать данных людей «духовным стержнем нации», наиболее «здоровыми силами», но, тем не менее эти 10% - вряд ли можно назвать тем «локомотивом», который бы потянул остальное общество… Особенность «нового крещения Руси» в том, что крестится не народ, но отдельные индивиды, пусть даже их и множество. Церковь не становится тем, чем она была в протяжении веков - не просто территорией, но формой духовного единении народа, самовыражения коллективного национального самосознания. Ощущения соборности, соборного единения в церкви, соборных задач и соборной ответственности за их исполнение у большинства русских нет. Второй вопрос - на что способна сама Русская Православная Церковь? С материально-хозяйственной точки зрения возможности церкви, бесспорно велики. За последние годы Московская Патриархия, ведомая Алексием II, сумела в значительной мере восстановить церковно-административную структуру, едва ли не полностью разрушенную в эпоху государственного богоборчества. Количество приходов увеличилось почти в четыре раза. Велики финансовые возможности Церкви. Однако, в том то и дело, что церковь же ныне поглощена по-преимуществу церковным строительством. Нет сомнения, что церковное православие, как удержание тысячелетнего церковного устава, как обрядовое исповедничество, важно. Пренебрежение к обряду, к культу, к символу всегда чревато их утратой. Но и полуотстранённость от жизни народной, в частности и политической, не менее губительна и для церкви, и, тем более, для народа. Ведь вся вековая традиция русской церкви - это традиция участия в национально-государственном и культурном строительстве. Митрополит Московский Алексий и Сергий Радонежский, благословивший на битву с Мамаем 14 тыс. иноков, могут считаться основателями русской государственности в той же мере, как и Дмитрий Донской, и другие великие князья. Опасной выглядит и тенденция к внутрицерковному расколу. Несмотря на то, что в целом церковная структура Московской Патриархии сохранилась, на Украине, в Эстонии и Молдавии произошли разделения, в результате которых Русская Православная Церковь лишилась значительной части своих приходов. Но главная опасность заключается в том, что церковная смута в этих регионах продолжается и грозит с новой вспышкой перекинуться на соседние епархии. С другой стороны - внутри Церкви в последние годы происходят очень важные и бурные процессы, малозаметные для внешнего наблюдателя. В среде церковной общественности идет бескомпромиссная и яростная борьба между т.н. "ревнителями православного благочестия", стоящими на консервативных, национально-патриотических позициях (их символом сегодня является митрополит Иоанн (Снычев), скончавшийся в 1995 году), и церковными "западниками", либералами-экуменистами, последователями митрополита Никодима Ротова (1929-1978), позиции которых разделяет нынешний Патриарх. В области внутренней церковной политики "никодимовцы" остаются приверженцами либеральной, экуменической, прозападной модели развития. Распространяются и различные секты, процветающие на почве локальных приходов и епархий. Все вышесказанное не позволяет говорить о существенной готовности Русской Православной Церкви способствовать существенному формированию российской национальной идеологии, как по внешним, так и по внутренним причинам. Совершенно очевидно, что использовать сегодня необходимо весь культурно-исторический опыт российской истории - в том числе и то, что было достигнуто при СССР, ее языческое прошлое, конкретные образы менталитета русского народа. Православие же может являться одной из ключевых доминирующих тенденций при формировании новой национальной идеологии страны.


 

Вывод

православный церковь государство общество

Таким образом, церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства. Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере. Однако, и здесь православная церковь и православие в ее лице, как один из источников морально-нравственного возрождения страны, не является даже реальным конкурентом современной массовой культуре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: