Православная церковь и государство в современной России




 

В течении последних 20 лет все уверенней слышатся голоса по поводу «православного возрождения» в России. Открываются церкви, представители Русской Православной Церкви все чаще выступают на телеканалах, а избрание на патриарший престол митрополита Кирилла вообще было отмечено всяческими знаками внимания со стороны Кремлевской администрации. Можно ли говорить о существенном изменении политического значения Церкви сегодня, или это всего лишь одна из новых «ПР-кампаний» действующей власти? Каково действительное положение Церкви в нашей политической системе и в обществе? Каковы ее реальные возможности? * * * Принято считать, что истекший XX век был веком существенного ослабления религиозности и мировых религий. Известный немецкий философ и социальный мыслитель Ю. Хабермас полагает, что это не так. Казалось бы, развитие науки и техники, господство транснациональных корпораций в политике и экономике, глобализация, элементарная социальная защищенность населения хотя бы развитых стран должны были окончательно подорвать влияние церквей и религиозности в целом. Однако, что мы видим - оживление миссионерства почти всех мировых религий, огромное количество сект и религиозных движений (в одной только «высокоразвитой» Японии около 400 сект, исповедующих смесь элементов буддизма и народных верований, а в «красном» Китае число приверженцев «новых религий» достигает около 80 млн. человек), религиозные конфликты (Индия-Пакистан, Израиль-Арабский мир), распространение различных суеверий, косвенным следствием которого явилась увлеченность фэнтэзи-литературой, - все это только малая часть общего процесса - и отнюдь не уменьшения, а увеличения религиозности человечества в целом, и «второго дыхания» мировых религий. Не исключением оказалась и Россия, где после 70-летнего затишья вновь сложились предпосылки для «возрождения православия». Так исторически сложилось, что в эпохи, когда Россия оказывалась перед выбором - именно православная церковь (как социальный институт) являлась той социальной структурой, которая существуя наравне с государством обеспечивала определенную политическую стабильность, или оказывалась носительницей национальной идеи, духовно объединяя русских (как социальный институт и как православное мировоззрение, вера). Такая заметная роль в политическом пространстве России и сегодня в условиях «возрождения православия» не может не вызывать вопросы о политическом значении Русской Православной Церкви, ее отношении к государству.

Типология взаимоотношений государства и церкви Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха. Принято выделять несколько моделей взаимодействия церкви и государства. В православной традиции наиболее известной является концепция «симфонии Церкви и Государства», когда в их отношениях устанавливается обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного «окормления» своих чад, являющихся одновременно гражданами государства. Католицизм среди наиболее приемлемых признает доктрину "двух мечей", согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на соответствующей территории, в том числе и над находящимися на ней религиозными общинами. Девизом этой системы взаимоотношений стали слова cujus est regio, illius est religio (чья власть, того и религия). В Соединенных Штатах Америки, которые изначально представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального отделения Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер властной системы. Православная церковь и политическое пространство России На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще говоря - церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным». Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: