Дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме.




Картотека игр и познавательных упражнений

С использованием ТРИЗ технологии.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Первый этап работы.

Дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме.

Они учатся:

*находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают,

*знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта,

*проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.

*в условиях коррекционной группы на этом этапе вводится относительный режим ограничения речевой активности: дети отвечают либо одним словом, либо словосочетанием, можно использовать в игре знаки-символы.

Название игры. Цель. Действие воспитателя. Действия детей.
Да- нет-ки” или “Угадай, что загадали" Формирование навыков фонематического анализа и синтеза; развитие слухового внимания и памяти     1-й вариант игры. Задаёт вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?)   2-й вариант. Задаёт вопросы. В этом слове есть звук П? (нет) – убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) – оставляются слова, в которых последний А. 3-й вариант. Задаёт вопросы: «Это звук гласный? Звонкий? Мягкий? И т.д. По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы. 1-й вариант игры. Загадывают слово (картинку). Например, слон. Отвечают только “ да” или “нет”, пока воспитатель не угадает задуманное. 2-й вариант: Отгадывают задуманное слово (из предложенных слов).   3-й вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове.
"Хорошо-плохо" Совершенствовать умения выделять противоречия в предметах.     Называет положительные и отрицательные качества объекта. Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.). Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д. Поднимают пиктограммы весёлого или грустного человечка.  
“Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом). Активизировать использование антонимов в речи,развивать мышление детей, обучать навыкам групповой работы. Бросает мяч ребенку и называет слово. Словарь для детей 4-5 лет: черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарь для детей 6-7 лет: сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой.щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Отвечают словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч.
«Найди часть предмета» "Найди предмет по его части"(Кольца Луллия) учить «разбирать» любой объект на составляющие части . 1-й вариант. Найти картинку "МАШИНА". Картинки соответствуют лексическим темам: посуда, деревья, фрукты, мебель, цветы. 2-й вариант. Игра наоборот. Найти предмет "КОЛЕСО" Ребенок находит часть этого объекта: - КОЛЕСО, место расположения - ДОРОГА. Ребёнок находит картинку МАШИНА
«Рассказ в слово» формирование фонематических процессов, закрепление образа буквы; развитие воображения. Педагог (а затем это могут делать и дети) предлагает послушать рассказ и записать первые буквы слов, которые он произнесёт громко (тихо, нараспев и т.п.) Например: Ослик встретил Собачку. И угостил её Арбузом. (ОСА) Выкладывают отгаданное слово из букв.
«Дорисуй картинку» - учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. Дорисовывает предмет.
«Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.   На карточке – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ?. А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.   помидор – овощ, а все остальные фрукты     банан – продолговатый, а остальные круглые его можно разделить на дольки без ножа яблоко хрустит, когда его откусывают.    
"Обгонялки" - учить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. Раздаёт картинки объектов (жук, лягушка, корова, кошка, лейка....) Называют функции этого предмета, но не глаголом, а существительным. (жужжалка, прыгалка, мычалка, мяукалка, поливалка...) Усложнение: дети сами задумывают себе образ и его функции.
«Что умеет делать?» - учить выделять функцию объекта, закреплять употребление в речи слов-действий. Ведущий называет объект, Например: Ведущий: - Ромашка. Ведущий: - Занавеска. Определяют, что умеет делать он или что делают с помощью Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
«Путаница» - учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ребята, однажды Незнайка перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Летит колючий крокодил. Висит зеленая собака. Самолет ползет по рельсам. Мальчик ест скакалку. Летит воздушный диван. Рычит лохматый слон. Находят лишнее слово в предложении, убирают его, а на его место поставляют другое. Летит колючий снег. Висит зеленаяслива. Поезд ползет по рельсам. Мальчик ест конфету. Летит воздушный шар. Рычит лохматый пес.
«Найди друзей» - учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции Воспитатель называет объект, выделяя функцию. Например: Ведущий: Машинка перевозит груз. … Говорят, кто (что) выполняет эту же функцию. Дети: Перевозит груз пароход, слон...
«Кем был раньше?» "Кто кем будет?" - закреплять знания о прошлом и будущем предметов кем (чем) был...... цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым). кем (чем) будет … яйцо, кирпичи т.д. Подбирают соответствующие картинки, называют прошлое и будущее предмета.
«Гирлянда» Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ведущий предлагает стартовое слово. Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета. - Лягушка какая? Зеленая кто (что)? - Трава что делает? - Растет что (кто)? - Ребенок какой? - Веселый кто бывает? - Клоун что делает? ( И т.д. Ребенок отвечает: - Зеленая. Ребенок отвечает: - Трава. -(растет) -(ребенок) -(веселый) -(клоун) - смеется)
«Один – много» -Содействовать нахождению в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» Вопросы: сколько у меня расчесок? -Чего в расческе много? Аналогично: - коробка стол -книга дерево -ковер дом клубок цветок Ответы: (одна). (зубчиков)
"Из чего мы сделаны?" (игра-пазл) упражнять в выделении свойств предметов окружающего мира. Выставляет материал (металл, древесина, пластик, железо). Подбирают объекты, состоящие из этого материала.
«Мир вокруг нас» Совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов. Дети определяют, в какую часть круга их надо сложить. Например: Ромашка– в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит. Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек. Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.

Второй этап работы.

Детям предлагаются игры с противоречиями.

Они учатся:

*находить ответы с помощью алгоритма,

* изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

*на этом этапе коррекционной работы дети пользуются в своих ответах более сложными образцами речи: развёрнутой фразой, вариантами фраз, короткими рассказами; игры познавательного характера принимают более сложный вариант.

 

Название игры. Цель. Действия воспитателя. Действия детей.
“Помоги Золушке” Совершенствовать приёмы типового фантазирования. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?   Ответы детей:надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
«Числовая да-нет- ка» - обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.   На доске чертим горизонтальную ось с цифрами. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:- Это больше 3? Меньше3?Снова делят часть:- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
"Волшебные очки».формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Предлагает выбрать очки разного цвета (зелёные, синие, красные, жёлтые) и разной формы (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные) Одевают очки разного цвета (формы), и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака.… Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т.д.
«Логический поезд» - развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.     Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться по смыслу. 1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). 2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда). Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» Установление подсистемных связей объектов. Ведущий называет части объекта или предмета.   Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»? Называет, что это за объект и даёт ему характеристику. Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах. Дети: Кошка, котенок.  
Пространственная «да – нет ка» (с игрушками, геометрическими формами) - обучение мыслительному действию, умению задавать вопросы по назначению.     Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5(10,20) игрушек. Ведущий: Я загадала игрушку, а выдолжны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине). Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети делят лист по горизонтали: - Это ближе (дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине?)   Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Это справа (слева) от середины?
"Изобретатели" Развивать мыслительную деятельность способом разрешения противоречий. “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” На черного зайца легче охотиться лисе...Особенно его хорошо видно на снегу... Теперь ему только под землей надо жить...Или там, где вообще нет снега, а только черная земля... А гулять ему теперь надо только ночью...Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его...)
«Что в чем?»- совершенствовать умение детей по определению подсистемы выстраивать систему. - кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети называют не менее 5 систем.  
"Я еду в деревню" - способствовать развитию познавательной активности детей, определению назначения предметов, возможности их использования в окружающем мире. Подбирает набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Совместно с детьми определяет направление путешествия (в деревню, на море, на Северный полюс...) Ребёнок открывает картинку и объясняет, зачем ему нужен данный объект.

Третий этап работы.

Проводится работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

Они учатся:

* искать выход из любой сложной ситуации.

* самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы,

*строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

*в играх закрепляется использование всех форм речи.

Название игры. Цель Действия воспитателя Действия детей.
«Теремок» развивать словесно-логическое мышление, совершенствовать умение сравнивать системы.   Детям раздаются различные предметные картинки. Воспитатель выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»   Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет? Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе! Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.  
«Фантазия»развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.   Представьте себе, если на земле исчезнут все пуговицы. Чем их можно заменить? - -все учебники - все спички - ручки - ластики.     (липучками, кнопками, крючками, замками).  
«Сказка о себе»снять скованность; развивать умение пользоваться имеющимися знаниями, совершенствовать навык связного высказывания. Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа. Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ
«Салат из сказок».. (Круги Луллия). Развивать творческое воображение. 1-й вариант Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, вращая круги произвольно.
«Тучка» упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам и по роду деятельности и т.д. Ведущий (сначала взрослый, затем -ребёнок) стоит в середине круга и говорит: «Тучка в небе загрустила И ребяток попросила: «Поиграйте вы со мной, очень скучно мне одной»   Дети: «Тучка, тучка, не зевай, а с кем хочешь, поиграй, расскажи нам, с каким объектом ты хочешь поиграть, какой он?» Например: Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться. Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир. Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву. Мой объект смелый, спасает людей, носит форму, управляет сложной техникой и т.д.
«Бином фантазии» учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять предложения. Метод- типового приёма фантазирования. Выбирает два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги (в, над, через, около, у …), падежи и союзы предлагает установить отношения между этими двумя объектами. Например, подушка и котёнок. Вопрос: Как это случилось? Подушка под котёнком. Котёнок в подушке. Подушка, прыгающая через котёнка. Дети придумывают ситуацию, рассказ.
"Путешествие в прошлое предмета"- метод системного оператора. Формировать способность рассматривать объект в его временном развитии, помочь понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Предлагает исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша”, "История электрической лампочки" и т.п. Дети выкладывают на "реке времени" соответствующие картинки.
«Неумейка» закреплять навыки детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире. Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.   Например: «Я воробей, я не умею танцевать».. Ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы» и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: