Тема урока: Государство и экономика
Цель урока: изучить понятия «государственный бюджет» и «налоги».
Задачи урока:
· Охарактеризовать, экономические функции государства, выяснить виды налогов и устройство государственного бюджета;
· способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
· формировать у учащихся ценности социально-гуманитарного знания.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности: объяснение, образное повествование.
Метод изучения: рассказ, эвристическая беседа с элементами образного повествования.
Оборудование: эвристические задания, учебник, доска, иллюстрации, карта.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания (Методы управления: Экономические, психологические, административные):
1. Что такое рыночная экономика? 2. Каковы основные виды и функции рынка? 3. Какие экономические законы регулируют систему рыночных отношений? 4. Что такое конкуренция и каковы её последствия? 5. Каковы задачи менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики?
II. Изучение нового материала:
1. Экономические функции государства
2. Налоговая система
3. Государственный бюджет
Вспомните: с. 115 - 116
П. Самуэльсон (Нобелевская премия по экономике 1970 г.) считает, что государство должно опекать здравоохранение, образование, охрану окружающей среды, социальное обеспечение, культуру. Государство должно финансировать программы жилищного строительства и оказывать помощь малоимущим.
М. Фридмен ( Нобелевская премия по экономике 1970 г. ) Он считает спрос и предложение наиболее мощными рычагами в экономике, которые сами всё расставят на свои места. Наилучшее, что может сделать государство для экономики, — это «не трогать бизнес и дать рынку сделать своё дело».
1. Экономические функции государства (с. 103 - 105, работа с понятием, составление схемы)
Беседа.
Когда появляются первые государства (4 тыс. лет до н. э. у шумеров). Как государство регулировало в них отношения (собирало налоги, суд, армия)?
Средневековье, на страже чего было государство (земельной собственности феодалов)? В Новое время (буржуазии)?
С. 104 первый абзац. Почему государство вмешивается в экономику? От экономического развития страны зависит не только благосостояние людей, но и судьба самого государства. Уровень экономического развития страны определяет, будет ли она укреплять свои позиции на мировом рынке или же они будут ухудшаться.
Оценка национальной экономики (с. 104 2 – ой абзац):
· ВВП – валовый внутренний продукт (это стоимость всех произведённых в течение года на территории страны товаров и услуг. Учитываются только конечные товары, которые больше не используются в производстве)
· ВНП – валовый национальный продукт (это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в экономике за год с помощью факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других стран.)
Вывод (устно): для того, чтобы решить задачи: как помочь малообеспеченным людям и инвалидам, поддержать семьи, имеющие детей, и т. д. Регулируя экономику, государство получает финансовые ресурсы, необходимые для решения этих проблем.
Функции государства (с. 104 последний абзац):
· разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность и отношения субъектов рынка.
· Приоритеты экономического развития
· обеспечивает стабилизацию экономики,
· производит перераспределение доходов,
· реализует социальную политику,
· заботится об охране окружающей среды.
Методы прямого и косвенного регулирования (с. 105):
· прямое воздействие на экономику страны осуществляется государством посредством создания государственных предприятий в ключевых отраслях экономики (энергетика, транспорт, добывающая промышленность и некоторые другие), а также путём финансирования научных исследований, поддержки прогрессивных технических и технологических нововведений. Подготовка кадров. Закупка определенных товаров.
· Косвенное регулирование осуществляет через налоговую и кредитно-финансовую системы.
2. Налоговая система (с. 105 - 106, эвристическое чтение, составление схемы с пояснением, составление схем).
Налоги — это обязательные платежи отдельных граждан и предприятий (юридических лиц), взимаемые государством для выполнения своих функций.
Для чего нужны (с. 105, 2 абзац, нового пункта)?
Налоговая система – совокупность взимаемых государством налогов и др. платежей (пошлин). Включает: органы сбора налогов и надзора за их уплатой (налоговая
инспекция, налоговая милиция или полиция).
Налоги (с. 106 1 – ый абзац):
Прямые:
· Подоходный налог взимается с фактически полученного дохода физического лица.
· Налог на прибыль уплачивается с чистой прибыли предприятия.
Косвенные (облагаются произведенные товары, скрыты от покупателя, уплачиваются при покупке):
· НДС (форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров)
· АКЦИЗЫ(обрезаю) — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино).
В настоящий момент в Республике Беларусь установлены следующие ставки налога на добавленную стоимость:
· 20 % - общая ставка при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте;
· 10% - при реализации, произведенной в Республики Беларусь продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
· 10% - при ввозе в Республику продовольственных товаров и товаров для детей из утвержденного Президентом перечня;
· 9,09% или 16,67% - от продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС;
· 0,5% - при ввозе в Беларусь из государств - членов Таможенного союза алмазов и других драгоценных камней для производственных нужд;
· 0% - при экспорте за пределы Республики Беларусь товаров и услуг.