Первые произведения М. И. Глинки




Содержание

 

Введение_______________________________________________3

Тема в творчестве М. И. Глинки___________________________4

Первые произведения М. И. Глинки________________________5

Музыкальные жанры в творчестве М. И. Глинки_____________6

Созревание М. И. Глинки как композитора__________________7

Просветительская деятельность М.И. Глинки________________8

Значение творчества М. И. Глинки_________________________9

Заключение____________________________________________10

Список использованной литературы_______________________11

 

 

Тема в творчестве М. И. Глинки

Творчество Глинки - свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки, Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне - русского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18 - начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке.

"Во многих отношениях Глинка, - писал В. В. Стасов, - имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества - оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

 

 

 


Введение

 

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки - бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.

 

 

 


Первые произведения М. И. Глинки

 

В двадцать лет Глинка сочинил романс "Моя арфа". Автор считал его "неудачной попыткой" и прозвал его "допотопным", так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в Петербурге.

Свой первый "удачный" романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс "Не искушай" - одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь "с большим напряжением", он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив её. Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях "мало толку".

"Романтическим устройством" натуры Глинки объясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого поэта "Светит месяц на кладбище" и "Бедный певец".

Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один из лучших своих романсов "Не пой, красавица, при мне" на стихи А.С. Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И. Павлищева, зятя А. С. Пушкина, "явился в свет" "Лирический альбом на 1829 год". В нем среди замечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого композитора и в числе их "Память сердца" - одно из привлекательнейших по теплой искренности мелодики его сочинение тех лет.

Три года (1830 - 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование. Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле - романсе "Венецианская ночь", исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме "Венецианской ночи" на стихи И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.

 

5
Созревание М. И. Глинки, как композитора

 

Три года (1830 - 1833 гг.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование. Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле - романсе "Венецианская ночь", исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме "Венецианской ночи" на стихи И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи.

В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс "Не называй ее небесной" на слова московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль о написании русской оперы "Иван Сусанин".

В пору расцвета (1837 год) для своей "милой ученицы" Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и проникновенной печали романс "Сомнение".

Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но как вспоминал А. Н. Серов, "могуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальном", поэзию которого Серов назвал "непередаваемой"!

 

 

7
Музыкальные жанры в творчестве М. И. Глинки

 

1. Значение оперного творчества

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство М.И. Глинки проявилось и в области музыкальной драматургии: впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен.

2. Симфоническое творчество

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В "Камаринской" Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции испанских увертюр (от них - путь к жанровому симфонизму кучкистов), Вальса-фантазии (его лирические образы родственны балетной музыке и симфоническим вальсам Чайковского). А. Н. Серов записал его Заметки об инструментовке (впервые опубликованы в Музыкальном и театральном вестнике, 1856, No. 2, 6)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: