Правовые основы бюджетного процесса в субъекте РФ




Бюджетный процесс в субъекте РФ регулируется с помощью Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Закона «О бюджетном процессе в конкретном субъекте» и Закона «О межбюджетных отношениях».

В отличие от стадии составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, которая довольно подробно регламентируется непосредственно Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовое регулирование стадии рассмотрения и утверждения делегировано этим Кодексом самим субъектам Российской Федерации. По данному поводу Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что порядок рассмотрения проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации и его утверждения определяется законом субъекта Российской Федерации.

Анализ бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что имеются значительные различия и наблюдается разнообразие подходов при регламентировании процессов рассмотрения и утверждения бюджетов в различных субъектах Российской Федерации. Тем не менее можно сделать вывод, что данная стадия состоит из следующих этапов:

1) внесения проекта бюджета на рассмотрение в законодательный орган субъекта Российской Федерации;

2) подготовки к рассмотрению проекта бюджета;

3) рассмотрения проекта бюджета, которое осуществляется обычно в трех чтениях;

4) согласительных процедур, которые могут иметь место по результатам рассмотрения проекта бюджета в первом и втором чтениях.

В качестве примера предлагается рассмотреть особенности бюджетного процесса в Нижегородской области.

Прежде чем приступить к рассмотрению бюджетного процесса в Нижегородской области, хотелось бы рассмотреть участников бюджетного процесса и их бюджетные полномочия.

Ст.12 Закона «О бюджетном процессе в Нижегородской области» выделяет следующих участников бюджетного процесса:

· Губернатор Нижегородской области;

· Законодательное Собрание Нижегородской области;

· Правительство Нижегородской области;

· министерство финансов Нижегородской области;

· управление Федерального казначейства по Нижегородской области;

· Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области;

· орган управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области;

· главные распорядители, распорядители и получатели средств областного бюджета;

· главные администраторы (администраторы) доходов областного бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита областного бюджета.

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета проходит в Законодательном Собрании. Как участник бюджетного процесса Законодательное Собрание обладает такими бюджетными полномочиями, как:

· рассмотрение и утверждение областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области и отчетов об их исполнении;

· осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов;

· формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов;

· осуществление других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Проект областного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Нижегородской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год - исключительная прерогатива Правительства Нижегородской области. Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляет Министерство финансов Нижегородской области.

Составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год основывается на:

1) Послании губернатора Законодательному Собранию;

2) прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области;

3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода на три года уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти. Одновременно с принятием решения о внесении проекта областного бюджета на очередной финансовый год в Законодательное Собрание Нижегородской области он одобряется Правительством области.

Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период формируются министерством финансов Нижегородской области и утверждаются Правительством Нижегородской области до 1 августа текущего финансового года.

Одновременно с проектом бюджета в Законодательное Собрание представляется Среднесрочный финансовый план Нижегородской области – документ, содержащий основные параметры областного бюджета

Утвержденный среднесрочный финансовый план Нижегородской области содержит следующие параметры:

1) прогнозируемый общий объем доходов и расходов областного бюджета и консолидированного бюджета Нижегородской области;

2) объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств областного бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;

3) распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями Нижегородской области дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Нижегородской области;

4) нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законом Нижегородской области;

5) дефицит (профицит) областного бюджета;

6) верхний предел государственного внутреннего долга Нижегородской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода.

Губернатор области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 15 октября текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

1) основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на очередной финансовый год;

2) предварительными итогами социально-экономического развития Нижегородской области за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Нижегородской области за текущий финансовый год;

3) прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на очередной финансовый год и плановый период;

4) оценкой ожидаемого исполнения областного бюджета за текущий финансовый год;

5) среднесрочным финансовым планом Нижегородской области;

6) пояснительной запиской к проекту бюджета, включающей расчеты и обоснования по доходам и расходам областного бюджета;

6 ) реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций местным бюджетам;

7) методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году;

8) верхним пределом государственного долга Нижегородской области на конец очередного финансового года;

9) проектами программ государственных внутренних и внешних заимствований Нижегородской области на очередной финансовый год;

10) проектом программы государственных гарантий Нижегородской области на очередной финансовый год;

11) проектом программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;

12) проектом закона Нижегородской области о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на очередной финансовый год;

13) предложенным Законодательным Собранием Нижегородской области проектом бюджетной сметы, предоставляемой в случае возникновения разногласий с министерством финансов Нижегородской области в отношении указанной бюджетной сметы;

15) иными документами и материалами

 

В течение суток со дня внесения проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области направляет его в комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам для подготовки заключения о соответствии перечня представленных документов и материалов требованиям закона.

Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области на основании заключения комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам принимает решение о том, что проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Законодательным Собранием Нижегородской области либо подлежит возвращению на доработку Правительству Нижегородской области. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Нижегородской области, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям Закона.

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен Губернатором Нижегородской области в Законодательное Собрание Нижегородской области в семидневный срок после возвращения на доработку Правительству Нижегородской области и рассмотрен Законодательным Собранием Нижегородской области в установленном Законом "О бюджетном процессе в Нижегородской области" порядке.

Проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в течение двух дней направляется в комитеты и контрольно-счетную палату Законодательного Собрания Нижегородской области на заключение.

Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает проект закона Нижегородской области об областном бюджете в двух чтениях в соответствии с требованиями Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах в Нижегородской области" и Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области.

Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение тридцати дней со дня его внесения в Законодательное Собрание.

Предметом рассмотрения проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются:

1) общие объемы и распределение межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в очередном финансовом году и плановом периоде;

2) дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Нижегородской области от налога на доходы физических лиц, закрепляемые взамен дотации из областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) доходы областного бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;

4) общий объем расходов областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, в том числе общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

5) профицит или дефицит областного бюджета и источники финансирования дефицита областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде;

6) перечень главных администраторов доходов областного бюджета;

7) перечень главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета.

В течение двадцати дней со дня внесения в Законодательное Собрание проекта закона об областном бюджете комитеты и контрольно-счетная палата Законодательного Собрания готовят и направляют в комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

На основании заключений комитетов и контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания комитет по бюджету и налогам готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления Законодательного Собрания о принятии (отклонении) в первом чтении проекта закона об областном бюджете и об основных характеристиках областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и представляет их на рассмотрение Законодательного Собрания.

Первое чтение

При рассмотрении в первом чтении проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Законодательное Собрание заслушивает доклад Правительства, содоклад председателя комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам, ответственного за рассмотрение проекта закона об областном бюджете в первом чтении, а также доклад председателя контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Законодательное Собрание может:

1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Законодательного Собрания и представителей Правительства, для разработки согласованного варианта показателей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, являющихся предметом первого чтения, в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключении комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам;

2) вернуть указанный законопроект в Правительство Нижегородской области на доработку;

3) поставить вопрос о доверии Правительству Нижегородской области.

В случае передачи законопроекта в согласительную комиссию в течение четырнадцати дней указанная комиссия разрабатывает вариант показателей областного бюджета, являющихся предметом первого чтения, согласовывая указанные показатели с внесенными на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области законопроектами о внесении изменений в законодательные акты Нижегородской области о налогах и сборах.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Законодательного Собрания Нижегородской области и от Правительства Нижегородской области (сторона). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны.

По окончании работы согласительной комиссии Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области согласованные показатели областного бюджета на очередной финансовый год, а также законопроекты, связанные с данными показателями областного бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Законодательного Собрания Нижегородской области о принятии в первом чтении проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках областного бюджета на очередной финансовый год.

Если Законодательное Собрание Нижегородской области не принимает решение по показателям областного бюджета, являющимся предметом первого чтения, по итогам работы согласительной комиссии, проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год Законодательное Собрание Нижегородской области ставит вопрос о доверии Правительству Нижегородской области.

При утверждении основных характеристик областного бюджета в первом чтении Законодательное Собрание Нижегородской области по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит областного бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.

В случае возвращения законопроекта на доработку в Правительство Нижегородской области Правительство Нижегородской области в течение двенадцати дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключении комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам, и Губернатор Нижегородской области вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Законодательным Собранием в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Законодательное Собрание рассматривает его в первом чтении в течение десяти дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства в срок, не позднее тридцати дней, вновь сформированное Правительство дорабатывает и Губернатор представляет новый вариант проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год.

Второе чтение

После принятия в первом чтении проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Правительство Нижегородской области, комитеты и депутаты Законодательного Собрания в течение двенадцати дней вносят в комитет по бюджету и налогам поправки к проекту закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В течение последующих двенадцати дней комитет по бюджету и налогам проводит экспертизу поправок и готовит сводные таблицы поправок с рекомендациями о принятии или отклонении их Законодательным Собранием Нижегородской области во втором чтении проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Рассмотрение поправок проводится комитетом Законодательного Собрания по бюджету и налогам в присутствии авторов поправок и представителей Правительства Нижегородской области

При рассмотрении поправок во втором чтении не могут быть изменены без согласования с Правительством Нижегородской области следующие показатели бюджета, утвержденные в первом чтении:

1) объем доходов областного бюджета;

2) профицит или дефицит областного бюджета;

3) источники финансирования дефицита областного бюджета.

Второе чтение проекта закона об областном бюджете должно состояться не позднее чем через тридцать дней после принятия проекта закона в первом чтении. Предметом второго чтения проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период являются:

1) бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов областного бюджета на очередной финансовый год в пределах общего объема расходов областного бюджета на очередной финансовый год, утвержденного в первом чтении;

2) ведомственная структура расходов областного бюджета на очередной финансовый год;

3) проект закона в целом.

В случае, если Законодательное Собрание отклоняет во втором чтении проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год, оно передает указанный законопроект в согласительную комиссию. Согласованный вариант вносится на рассмотрение Законодательного Собрания для принятия во втором чтении не позднее чем через десять дней с момента передачи в согласительную комиссию.

В случае, если Губернатор отклонит принятый Законодательным Собранием закон об областном бюджете на очередной финансовый год, указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию с конкретными предложениями Губернатора Нижегородской области. Согласительная комиссия в течение десяти дней выносит на повторное рассмотрение Законодательного Собрания согласованный проект закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает внесенный согласительной комиссией проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.

Отличительной особенностью бюджетного процесса в Нижегородской области, явилось внедрение в 2007 году практики проведения предварительных обсуждений проекта закона об областном бюджете до официального внесения его в Законодательное Собрание области. Обсуждение проводится на встрече депутатов с Губернатором области и Правительством. Фактически это приобрело форму "нулевого" чтения.

Вместе с тем важными условиями «нулевого чтения» законопроекта являются: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, места в системе действующего законодательства, прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; составление справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; уточнения перечня законов и иных нормативно-правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; представление финансово-экономического обоснования материальных и иных затрат на реализацию законопроекта.

Такие обсуждения помогают снять большое количество вопросов к законопроекту и документ значительно легче проходит процедуру принятия его в первом и втором чтениях. Это сказывается на сроках принятия бюджета. Если в 1995, 1999, 2000 годах бюджет был принят в марте, в 1996 – в апреле текущего года, а в лучшем случае принимался в последних числах декабря, то с введением в практику "нулевого" чтения, бюджет на 2008 год был принят в октябре 2007 года, а на 2009год – в ноябре 2008 года.

Еще одной характерной особенностью бюджетного процесса в Нижегородской области является Послание губернатора Законодательному Собранию. В рамках послания Губернатор подводит итоги социально-экономического развития региона, а также озвучивает тенденции развития стратегически важных секторов экономики и приоритеты региональных органов власти и управления на очередной финансовый год. В церемонии оглашения Послания Губернатора также принимают участие председатели земских собраний, главы администраций городов и районов области, представители общественности, руководители крупных предприятий и организаций региона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: