Сфера духовной культуры
Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
План. ·Сущность понятия «образование». ·Цели образования. ·Функции образования. ·Основные принципы российского образования. ·Тенденции в развитии образования. ·Элементы системы образования в РФ. ·Пути получения образования в РФ. ·Типы образовательных программ. ·Документы об образовании в РФ. |
Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Цели образования:
·приобщение к достижениям цивилизации
·сохранение культурного достояния
·развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность
Функции образования:
· культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
· социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
·информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
· профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации;.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные принципы образования
(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):
· демократизация -ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
|
· компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
· интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
· интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
· гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
· гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
· профилизация – первичная профессиональная ориентация
· единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· общедоступность;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви);
Тенденции в развитии образования:
·соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
·переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
·развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
·возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
·повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
|
Элементы системы образования в РФ.
· Дошкольное образование (ясли, сад).
· Общее образование (школы, гимназии, лицеи)
-начальное (1-4 классы)
-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;
-среднее (полное) – 10-11 классы.
-дополнительное
· Профессиональное образование
-начальное (ПТУ)
-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)
-высшее (вузы: институты, университеты, академии)
а) бакалавриат
б) магистратура
· Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)
Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.
В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).
В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.
В систему образования входят:
·дошкольные образовательные учреждения
·школы
·средние (профессионально-технические) учебные заведения
·высшие учебные заведения
·специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
·учреждения дополнительного образования
|
·учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Пути получения образования в РФ:
· Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
· Образование в семье (при наличии соответствующих условий).
· Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.
Типы образовательных программ:
· общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
· профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства
Документы:
· Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
· «Закон об образовании», 1992 г.
·Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
·С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным
С 2006 – комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.