На хор «Ноченька». Из оперы «Демон»




Аннотация

На хор «Ноченька»

Из оперы «Демон»

Муз. А. Рубинштейна

Либретто П. Висковатов

Содержание

1. Общие сведения об авторе музыки и текста………………………………..3

2. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………8

3. Вокально- хоровой анализ…………………………………………………..11

Литература…………………………………………………………………16

 

Общие сведения об авторе музыки и текста

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 - 1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с В. В. Стасовым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

Главные сочинения

В композиторском наследии Рубинштейна — более двухсот сочинений, среди которых главное место занимают опера «Демон» и романсы, в частности, знаменитые «Персидские песни». Им написано шесть симфоний, несколько одночастных симфонических произведений, пять фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, множество более мелких инструментальных пьес, оратории «Потерянный рай» и «Вавилонское столпотворение», кантата «Утро». Огромное внимание он уделял оперному жанру: «Дети степей», «Фераморс», «Маккавеи», «Нерон», «Купец Калашников», «Горюша» — вот лишь некоторые из написанных им опер.

Павел Александрович Висковатов (1842 - 1905) — историк литературы.

Сын военного историка Александра Васильевича Висковатова. Учился в Петербургском университете и в Германии.

1866 — получил степень доктора философии в Лейпциге за диссертацию о гуманисте Якове Вимпфелинге.

1867 по 1871 — состоял по особенным поручениям при генерал-фельдмаршале князе А. И. Барятинском.

1873 — редактировал «Русский мир» и с того же года состоит профессором русской словесности в Дерпте.

Был директором гимназии в Петербурге.

Главный предмет его занятий — биографии М. Ю. Лермонтова, чему посвящён ряд статей в «Русской Мысли», «Русском Вестнике» и других журналах. Под редакцией П. А. Висковатова вышло в Москве (1891) собрание сочинений Лермонтова с первой научной биографией поэта. Висковатов разыскал и напечатал немало произведений Лермонтова, материалов для его жизнеописания и написал ряд небольших исследований по истории его творчества, печатавшихся в «Русской Старине», «Русском Вестнике», «Русской Мысли», «Вестнике Европы» и др. Написанная им биография Лермонтова, составившая шестой том редактированного им издания сочинений Лермонтова (Москва, 1891), ценна, главным образом, как сводка старательно собранных фактических данных. Редакция текста не отличается систематичностью и тщательностью приёмов.

 

Опера Антона Рубинштейна «Демон»

Либретто.

Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэме Ю. Лермонтова.
Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр.

Действующие лица: Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенор), Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор), Старый слуга (бас), адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.

Действие происходит в Грузии.

Хор "Ноченька" звучит в первом действие, третьей картине.
По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.)

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musical support»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: