Программа смены профильного лагеря дневного пребывания




Программа смены профильного лагеря дневного пребывания

«Школа молодого журналиста»

Автор:

Марфичева И.С.

 

Чита 2018

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Современное общество невозможно представить без термина «средства массовой информации». Новости из газет, журналов, телевизионных и радиопередач актуализируют проблемы, как отдельных регионов, так и всего мира, формируют мнение людей.

Профессии складываются не сразу. Должно пройти время, прежде чем деятельность, возникшая как любительское занятие определенной группы людей, обретет черты общественно-значимой профессиональной работы.

Именно такой путь прошла и журналистика. На сегодняшний день она, как профессия, а не как дело, насчитывает не более пяти столетий. Новое время – новые требования к журналистам, и в сфере профессиональных знаний, и в сфере профессионального опыта.

Изменения в обществе требуют от системы образования и от системы дополнительного образования подготовку личности, обладающей следующими качествами:

- организаторскими способностями;

- лидерскими качествами;

- аналитическими качествами;

- креативностью;

- коммуникабельностью;

- умением ориентироваться в ситуации;

- ответственностью;

- толерантностью;

- эмпатией.

Все эти качества характерны для профессионального журналиста.

Подготовка детей, желающих в будущем выбрать профессию журналиста, осуществляется в рамках профильной смены «Школа молодого журналиста». Возраст участников смены – от 12 до 17 лет. Необходимо отметить, что подростки не просто граждане, в скором времени готовые стать взрослыми. Подростковый период – уникальная пора развития, но подросткам очень сложно выбирать что-то новое. Чаще всего они способны выбрать что-то из уже предложенного, и совсем редко они готовы сами принять решение о том, какими будут их отдых и жизнь. По этой причине многие молодые люди в будущем теряют свою силу, полностью подчиняясь миру, окружающему их. Они вынуждены соответствовать нормам и правилам, диктуемым им обществом, адаптироваться к ритмам, структурам, ценностям и данностям общества. Однако общество также может ошибаться, уравнивая каждого и не обращая внимания на задатки и склонности отдельного индивидуума. Зачастую общество совершенно равнодушно к желаниям и потребностям молодых. В последующем это приводит к неразрешимым проблемам, например, переизбытке молодых специалистов в одной области и недостатке их в другой. Яркий пример тому, рынок труда России – количество специалистов с высшим образованием «зашкаливает», тогда как рабочих специальностей откровенно не хватает.

Молодые люди, начиная с подросткового возраста, исключены из процесса принятия решений. Их слишком быстро «ставят на место», и они вынуждены научиться принимать правила взрослых, подчиняться, теряя за не всегда верными суждениями взрослого поколения собственную индивидуальность. Как часто мы слышим от взрослых в адрес подростков: «Ты должен уважать мои правила», «Меня не интересует твое мнение», «Быть хорошим – значит, быть послушным». В этих случаях подросткам очень часто приходится подавлять свои желания и мечты, постепенно привыкая к тому, что взрослый решит все проблемы, если подчиняться. Таким образом, вырастая, подростки уже не способны принимать самостоятельные решения, действовать в соответствии с собственными установками (которые, к слову, не сформированы до конца). Апатия современной молодежи может объясняться и этим фактором.

Поэтому, следует позволить подросткам говорить, освободить их от гнета взрослого отношения к жизни, дать возможность мечтать и поступать в соответствии со своими желаниями, мечтами, реализовываться без категоричного осуждения взрослых. Однако взрослые непременно должны присутствовать, поменяв роль лидера и ведущего за собой на роль друга и помощника. Для некоторых педагогов это является самым страшным, потому что они теряют возможность все контролировать, и, по их мнению, теряю власть, что приводит к потере авторитета. Однако это суждение не верно, потому что педагог, позволяющий подростку самостоятельно принимать решение, характеризуется как личность, которая готова к сотрудничеству и толерантна к другим идеям[i].

В связи с этим программа профильного лагеря «Школа молодого журналиста» направлена не только на развитие вовлечение в профессиональную деятельность журналиста, но и на «эмпауэрмент».

Эмпауэрмент – это процесс «пробуждения» чувств и желаний отдельного индивида в его способности находить решения проблем и развитие критического мышления самостоятельно или при помощи других людей. Человек учится делиться собственным опытом, давать ему название и рассуждать сознательно о собственных действиях и действиях других людей. Цель эмпауэрмента – в более сильном и активном участии, которое требует добровольного желания личности, способность высказывать инновационные идеи и реализовывать их. Эмпауэрмент включает также развитие навыков и компетенций подростков, в том числе, способность действовать, повышать коммуникативные навыки, помогать раскрывать таланты и склонности.

Участие подростка не может быть обязательным или заранее подготовленным другими, оно должно быть добровольной интенцией, которая идет от самого подростка. Таки образом, развитие навыков происходит естественным путем. Импульс, идущий от подростка, один из способов изучить конкретные желания подрастающего поколения.

С помощью техники эмпауэрмента становится возможным поддерживать подростков, игнорирующих стандартную систему образования, повышать качество их жизни, защищая от негативного влияния окружающей среды.

Таким образом, техника эмпауэрмента позволяет развивать гражданское общество и принципы демократии.

Программа является краткосрочной. Реализуется в течение одной лагерной смены с 1 по 14 июля 2018 года. Лагерь рассчитан на 20 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Основной состав лагеря – это учащиеся общеобразовательных учреждений города Читы и районов Забайкальского края. Для детей из районов Забайкальского края предусмотрено круглосуточное пребывание на территории СКК «Мегаполис-Спорт», пятиразовое питание, проживание в номерах гостиничного типа и дополнительная образовательная и культурно-развлекательная программа.

Цель и задачи программы:

Цель: способствовать профессиональному самоопределению участников программы в условиях временного детского коллектива.

Задачи:

1. Расширить уровень знаний, умений детей в области журналистики;

2. Воспитать осознанное ответственное отношение к деятельности журналиста;

3. Развить лидерские, творческие, коммуникативные способности;

4. Развить умение участников программы анализировать свою деятельность по программе отряда.

Приоритетные принципы программы:

· Принцип самостоятельности. Предполагает 4 «само»: сам придумал идею, сам нашел информацию, сам написал, сам подготовил к печати материал.

· Принцип познания. На каждом этапе реализации программы ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, которые мотивируют его на дальнейшую деятельность.

· Принцип сочетаемости. В программе предусматривается сочетание двух направлений работы вожатого: работа по формированию и развитию временного детского коллектива и работа по формированию основ журналистской деятельности.

· Принцип завершенности. Любое дело по программе отряда должно быть отведено до его логического завершения.

· Принцип результативности. Лучший результат – это готовый материал. Любой этап программы направлен, в первую очередь, на получение конкретного результата.

Формы:

- мероприятия (беседа, дискуссия, лекции с мультимедийным сопровождением, семинары-практикумы, тренинги по развитию толерантности и снижению психологических барьеров, дискуссионные площадки, конференции);

- игры (деловая, ролевая, развлекательная, соревнования, конкурсы, походы, викторины, квесты);

- дело (коллективно-творческое дело малых форм, рефлексия, творческий вечер, пресс-конференции, пресс-подходы, мастер-классы, круглые столы, экскурсии).

Методы воспитания:

- методы формирования сознания (беседа, рассказ, дискуссия);

- методы организации деятельности и формирование опыта поведения (упражнение, игра, самообслуживание);

- методы мотивации и стимулирования (поощрение);

- методы анализа и самоанализа (наблюдение, рефлексия);

- метод интерактивного обучения;

- метод проектов;

- игровой метод;

- метод состязательности;

- эвристический: метод мозгового штурма, метод синектики.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, беседа, лекция, объяснение;

- наглядные: демонстрация различных жанров, пример;

- практические: практикум; журналистский десант.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы отряды распределяются по жанровому разнообразию (печатная, ТВ- журналистика, радиожурналистика).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: