Для оценки реализации программы используются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование.
Анкетирование проводится в организационный и в итоговый периоды смены. Анкетирование организационного периода проводится в первые дни смены и преследует цель: выявить уровень знаний, умений и навыков в области журналистики.
Анкетирование итогового периода проводится с целью выявления полученных знаний и умений в области журналистики.
Ежедневно проводятся редакционные планерки с целью подведения итогов работы редакции за день, выявление ошибок и проблем в работе, предложения новых идей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Знакомство с детьми | 9,5 | - | 9,5 |
Индивидуальные беседы | - | |||
Игры на знакомство | - | |||
Игры на сплочение | - | |||
Игры на выявление творческих способностей | - | |||
Анкетирование организационного периода | 0,5 | - | 0,5 | |
Коммуникативные игры | - | |||
2. | Знакомство с деятельностью ГАУ «Дворец молодежи» Забайкальского края в рамках профильной смены «Краевая школа молодого журналиста» | 0,3 | 1,7 | |
Станционная игра «Вход в Нарнию» | 0,3 | 1,7 | ||
3. | Введение в программу | 0,5 | 9,5 | |
КТД «Алиби» | - | |||
КТД «Новый ведущий» | - | |||
Огонек знакомства «Я и профессия» | - | |||
Игра «Выборы» | - | |||
Организационный сбор отряда | - | |||
Сбор-планирование | - | |||
Выборы редакций | - | |||
Планерка редакций | 0,5 | 0,5 | ||
Отрядное дело «Посвящение в журналисты» | - | |||
4. | Основы журналистики | - | ||
Основы журналистики | - | |||
Жанровое разнообразие | - | |||
Как правильно писать текст | - | |||
Дизайн номера | - | |||
Основы творческой деятельности журналиста | - | |||
Работа редакционного коллектива | - | |||
5. | Закрепление полученных знаний и умений | |||
Круглый стол | - | |||
Пресс-конференция | 0,5 | 0,5 | ||
Пресс-подход | 0,5 | - | 0,5 | |
Практикум «Журналистский десант» | 0,5 | 2,5 | ||
Практикум по стилистике и грамматике | ||||
Практикум «Верстка и дизайн» | ||||
6. | Подведение итогов | 8,5 | 1,5 | |
Отрядное дело «Я выбираю профессию» | ||||
Отрядное дело «Пресс-конференция» | ||||
Итоговое тестирование | - | |||
Итоговая планерка | 0,5 | 0,5 | ||
Анкетирование итогового периода | - | |||
Прощальный огонек «Огромный мир - Человек» | - | |||
Итого: | 16,3 | 56,7 |
Содержание программы
Знакомство с детьми.
Индивидуальные беседы. Проводятся при заезде с целью заполнения первичных сведений о детях в педагогическом дневнике. Во время индивидуальных бесед вожатый узнает информацию об опыте в журналистской деятельности.
Игры на знакомство, сплочение. С целью знакомства подростков друг с другом, выявления информации друг о друге, проводятся различные игры.
Игры на выявление творческих и лидерских способностей подростков: «Синий крокодил», «Слон», «Продолжи рассказ», «Имя-движение» и т.д.
Анкетирование организационного периода. Проводится с целью: выявить уровень знаний, умений и навыков в области журналистики.
Коммуникативные игры. В программе предусматривается проведение серии коммуникативных игр с целью выявления и реализации коммуникативных умений детей.
Знакомство с деятельностью ГАУ «Дворец молодежи» Забайкальского края в рамках профильной смены «Краевая школа молодого журналиста»
Станционная игра «Вход в Нарнию». Отряд разбивается на несколько групп. Каждой группе предлагается пройти ряд испытаний. Каждая группа получает путевой лист, для прохождения которого им необходимо использовать знания, как в области журналистики, так и общие знания. Станционная игра проводится с целью ознакомления детей с тематикой смены и спортивно-концертным комплексом «Мегаполис-Спорт».
Введение в программу
КТД «Алиби». Отряд разбивается на пары. В парах предлагается за определенное время придумать алиби. После подготовки каждой паре устраивается допрос с пристрастием. В процессе допроса выявляются слабые места в алиби.
КТД «Новый ведущий». Отряд распределяется на микрогруппы. Каждой группе необходимо приготовить телевизионную программу «Новости недели» с заданным ведущим, в роли ведущего программы выступает знаменитость.
Огонек знакомства «Я и профессия». Проводится в форме огонька-ассоциации. Во время огонька вожатый рассказывает о специфике работы журналиста, подростки высказывают сове мнение на тему: «В каком журналистском жанре я хотел бы работать».
Игра «Выборы». Проводится в форме деловой игры «Выборы», ее назначение - выбрать органы самоуправления в отряде.
Организационный сбор отряда. Проводится с целью: организационно оформить отряд. На организационном сборе утверждаются и принимаются правила жизни в отряде, утверждается название отряда, его девиз, эмблема, отрядная песня и речевка.
Сбор-планирование. Цель сбора-планирования: наметить с подростками перспективы совместной деятельности. На сборе-планировании вожатые рассказывают о предстоящих делах смены, о конкурсах, в которых отряд будет принимать участие, о совместной проектной деятельности, планируется работа творческих групп по подготовке отрядных дел.
Выборы редакций. Проводится в форме деловой игры. Вожатый рассказывает о программе отряда, о структуре редакции газеты, должностных обязанностях сотрудников.. примерные вопросы для обсуждения: «Легко ли быть главным редактором?», «Как сработаться в редакции?» и другие. Выборы приходят в результате самовыдвижения, выдвижения кандидатур на должность главного редактора. Открытым голосованием выбираются остальные должности редакции.
Планерка редакций. Проводится с целью наметить с детьми перспективы деятельности в пресс-центре. На редакционной планерке планируются количество номеров газеты за смену, предстоящие дела, нуждающиеся в освещении прессой.
Отрядное дело «Посвящение в журналисты». Проходит в два этапа. Первый этап проводится в форме игры по станциям. Предлагаются следующие станции: «Дружеские шаржи отряда», «Легенды», «Полезные советы начинающему журналисту». По станциям дети ходят самостоятельно. По итогам прохождения станций детям необходимо подготовить стенгазету. Второй этап отрядного дела предполагает ритуал посвящения в журналисты: зачитывается клятва журналиста, проходит торжественное вручение первого номера газета, бейджей журналистов.
Основы журналистики
Основы журналистики. Предпосылки и этапы развития журналистики. Возникновение газеты, история развития от «Acta Senatus» до «Ведомостей». Роль газет в современно мире.
Жанровое разнообразие. Понятие «жанр», «жанровое разнообразие», «жанры журналистики». Жанры новостной информации – заметка, отчет, репортаж. Диалогические жанры – интервью, диалог, беседа. Ситуативно-аналитические жанры – комментарий, корреспонденция, статья, обзор СМИ, обозрение. Эпистолярные жанры – письмо. Художественно-публицистические жанры – зарисовка, очерк. Сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма. Полифонический жанр – эссе.
Как правильно писать текст. Орфоэпические нормы. Лексико-фразеологические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.
Дизайн номера. Первая страница – лицо газеты. Иллюстрации и фотографии. Как правильно разместить материалы: от простого к сложному. Реклама – двигатель торговли.
Основы творческой деятельности журналиста. Что такое творчество и как ему научиться? В чем секрет актуальности материалов. Почему иногда «не пишется»? Где прячется информация?
Работа редакционного коллектива. Редакционный коллектив – его величина, состав и структура. Ролевая структура редакции. Творческая часть редакции. Формы работы редакционной деятельности.