Задание 1. Заполните таблицу.




  в Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны, урождённой Кауфман, родился сын Борис.
  Обучение в 5-й Московской гимназии. По окончании поступает на юридический факультет Московского университета. Через год переводится на философское отделение историко-филологического факультета.
  Первая публикация стихов в коллективном сборнике «Лирика»; первая книга стихов «Близнец в тучах». Оканчивает университет.
  Выходит первый сборник объединения «Центрифуга» — «Руконог» со стихами и статьей Б.Л. Пастернака.
  Выход книги стихов «Поверх барьеров».
  Женится на Е.В. Лурье. Выходит книга стихов «Сестра моя — жизнь». Поездка в Германию, где издаёт поэтический сборник «Темы и вариации»
  Становится участником Левого фронта искусств (ЛЕФ).
  Разрыв с группой ЛЕФ.
  Выходит автобиографическая повесть «Охранная грамота», посвященная памяти Рильке. Уходит из семьи и женится на З.Н. Нейгауз. Поездка в Грузию.
  Выходит книга стихов «Второе рождение».
  Выходят книги стихов «На ранних поездах», «Земной простор», «Избранные стихи и поэмы».
  Работа над романом «Доктор Живаго».
  Выходит в свет на итальянском языке роман «Доктор Живаго».
  Присуждение Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». Но из-за преследования властей отказался от нее.
  Б.Л. Пастернак умер на своей даче в Переделкине под Москвой; похоронен в Переделкине.

Задание 2. Укажите, когда вышел каждый из сборников

   
 
 
 
 
1956-59
 

Задание 3. Проанализируйте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякотьВесною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен,Чрез благовест, чрез клик колес,Перенестись туда, где ливеньЕще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши,С деревьев тысячи грачейСорвутся в лужи и обрушатСухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют,И ветер криками изрыт,И чем случайней, тем вернееСлагаются стихи навзрыд.

1. Прочитайте стихотворение. Как бы вы определили его тему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Чему уподобляется акт поэтического творчества в стихотворении? В рамках какого приема поэт сближает весну, грачей, проталины и чернила?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. По мнению исследователей, понятие «черная весна» взято Б.Л.Пастернаком из стихотворения И.Ф.Анненского («…Да тупо черная весна / Глядела в студень глаз»). У И.Ф.Анненского этот образ мрачен. Что знаменует собой приход весны в стихотворении Б.Л.Пастернака?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите из стихотворения слова, называющие звуки. Какие ощущения призваны передать эти чувства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какой форме в стихотворении стоят глаголы, относящиеся к лирическому герою? Какой смысловой оттенок имеет инфинитив? Почему поэт выбирает именно эту форму глагола?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вспомните, в стихотворениях каких поэтов, предшественников и современников Б.Л.Пастернака, раскрывалась тема творчества. Как она решалась? В чем своеобразие подачи этой темы в стихотворении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие строки стихотворения кажутся вам самыми важными? Почему? Выпишите их.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Проанализируйте композицию стихотворения. Как в этом произведении связаны форма и содержание?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы поэтом в данных отрывках.

1. Большое озеро как блюдо. ______________________________________

За ним – скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников. _______________________________________

 

2. Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с вётел
И стрижёт их наголо. _________________________________________________

 

3. И опять зачертит иней,
И опять завертит мной ______________________________________________
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. _______________________________________________________________________

 

1. Не волнуйся, не плачь, не труди ____________________________________________

Сил иссякших и сердце не мучай.
Ты жива, ты во мне, ты в груди,
Как опора, как друг и как случай. _________________________________________________________

 

2. Мчались звёзды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слёзы высыхали.
Были тёмны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре. _____________________________________________________________________

Задание 5. Прочитайте роман «Доктор Живаго». Ответьте на вопросы.

1. Кто из персонажей романа:

- «убивает своих родных, мотивируя это тем, что они должны умереть легкой смертью, а не от пыток белогвардейцев»? ______________________________________________________- обращается к умершему: «Твой уход, мой конец. Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения... это мы понимали»? _____________________________________- друзей доктора Живаго, в тридцатые годы отсидел в лагерях? ________________________- является прямой противоположностью Д. Живаго? _________________________________- говорит: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь»? __________________________________________________________- не знал, что отец давно бросил их, ездил по разным городам Сибири и заграницы, кутил и распутничал и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние? ______________________________________________________________________________- «был человеком свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного. ……. у него было дворянское чувство равенства со всем живущим. Он ………понимал все с первого взгляда и умел выражать мысли в той форме, в какой они приходят в голову в первую минуту, пока они живы и не обессмыслятся»? _______________- «ушла из дому и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким-нибудь безымянным номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей Севера»? ___________________________________________________________2. В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» упоминается некий Селяба - город. Что это за город? ______________________________________________________________ 3. Эпизод романа «Доктор Живаго», в котором Юрия убеждают оставить свои взгляды и пристать к новой власти, Алексей Евстратов сравнивает с песней. С чьей песней? __________ 4. Цитата из «Доктора Живаго»: «Вдруг серебристая струйка ртути, такая же, как капли росы в траве, потекла в нескольких шагах от него. Струйка текла, текла, а земля ее не впитывала. Неожиданно резким движением струйка метнулась в сторону и скрылась». Далее употребляется слово, образованное от названия другого металла. Назовите это слово. _____________________________________________________________________________ 5. Однажды ехавший по вечерней Москве воспитанник медицинского факультета по имени Юрий обратил внимание на протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Он прошептал про себя шесть слов, как начало чего-то смутного, не оформившегося, в надежде, что продолжение придет само по себе. В упомянутых шести словах два слова повторяются. Напишите эти два слова. __________________________________________________________ 3. Анна Ивановна из романа «Доктор Живаго» дала этому предмету мебели прозвище «Аскольдова могила». Его название, действительно, напоминает «гроб». Назовите этот предмет мебели, выполненный из черного дерева. __________________________________ 4. Этого Юрия мы знаем с середины прошлого века, хотя его фамилию можно увидеть в названии произведения, работа над которым началась в начале XIX века. Назовите эту фамилию. _________________________________________________________________ 5. Цитата из «Доктора Живаго»: «Завел шарманку, дьявол. Заработал языком, – вздыхал про себя и негодовал Юрий Андреевич. – Заслушался себя, (пропущено слово), кокаинист несчастный». Пропущенное слово является названием города в Челябинской области. Что это за слово? ______________________________________________________________ 6. Часть 1-я – «Пятичасовой скорый», часть 3-я – «Елка у Свентицких», часть 9-я – «Варыкино», часть 13-я – «Против дома с фигурами», часть 16-я – «Эпилог». А как называется 17-я часть этого романа?______________________________________________ 7. Закончите одним словом фрагмент стихотворения Бориса Пастернака «На Страстной»:«Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем…» ___________________________________________________________________ 8. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Кому приписывал авторство этого стихотворения Борис Пастернак? _____________________


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: