Практические советы для работы с родителями




Лекторий для родителей

«Семья и школа: взгляд в одном направлении»

Подготовила:

классный руководитель 8-Б класса

Русакова Ольга Васильевна

 

Современная школа ‑ это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

За последние годы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, школы.

Если школа делает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.

 

Основной целью организации такого взаимодействия, по моему мнению, является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

 

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

· повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;

· создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;

· утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых ‑ здоровье;

· активная трудовая и общественная деятельность;

· познание, развитие и творчество;

· передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;

· трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык;

· национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Для достижения названных целей я предусматриваю решение следующих задач:

· обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;

· влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;

· формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;

· предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;

· координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.

 

Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

С другой стороны, далеко не все образовательные учреждения,как я считаю, уделяют должное внимание созданию открытых воспитательных систем, взаимодействующих с семьёй, другими социальными институтами; совершенствованию воспитательного процесса; выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности обучающегося.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

Основа взаимодействия «семья – школа» определяется следующими направлениями:

· повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

· консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

· организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

 

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь, многие родители не совсем чётко осознают гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

 

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

· включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

· правовое просвещение родителей;

· оказание помощи родителям в семейном воспитании;

· оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

· совместная со школой организация социальной защиты детей;

· организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Я предполагаю четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:

1) Первое направление ‑ формирование активной педагогической позиции родителей.

Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия я считаю доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

 

2)Второе направление ‑ вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям.

Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ГИА и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ГИА на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

 

3) Третье направление ‑ взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

· изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

· знакомство с бытовыми условиями учащихся;

· группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

· составление программ совместных действий;

· анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

· мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

 

4) Четвертое направление ‑ вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Не могу не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

 

Основными условиями её считаю:

· родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

· переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

· осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

· систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

· установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

· обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

 

Практические советы для работы с родителями

 

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Хочу отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассматриваю некоторые правила и советы американских специалистов:

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

 

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

· удалось избежать противостояния и конфронтации;

· удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

· удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

· обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

 

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой, по-моему, особенно велика.

Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.

Формы и методы взаимодействия:

· лекция ‑ это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания;

· конференции ‑ форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей;

· практикум ‑ это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей;

· открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя;

· диспуты ‑ одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки;

· ролевые игры ‑ форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников;

· индивидуальные тематические консультации;

· родительский лекторий;

 

Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»:

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

В заключении мне хотелось бы подчеркнуть:

Способность к общению — это, я думаю, профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены ‑ так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей ‑ благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.


 

Анкета для родителей

«Изучение характера отношений между педагогами и родителями»

 

Уважаемые родители!

Классный руководитель вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников ‑ ваших детей.

 

1. Нравится ли вам наша школа?

Да

Не совсем

Нет

 

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?

Да

Не совсем

Нет

 

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

Доброжелательные

Равнодушные

Неприязненные

Конфликтные

 

4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?

Да

Не совсем

Нет

 

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита?

_____________________________________________________________________

 

6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

Регулярно

Иногда

Нет

Если не посещаете, то почему?

_____________________________________________________________________

 

 

7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

Да

Не совсем

Нет

 

8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях?

_____________________________________________________________________

 

9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье?

_____________________________________________________________________

 

10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе?

_____________________________________________________________________

 

11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем?

_____________________________________________________________________

 

12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять?

_____________________________________________________________________

 

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.


 

Анкета для родителей

«Школа глазами родителей»

 

Уважаемые родители!

На вопросы анкеты следует отвечать Да или Нет.

 

1. Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебных предметов в школе? Назовите учебные предметы, качество преподавания которых вас не удовлетворяет.

2. Чувствуете ли вы, что ваш ребенок любит школу?

3. Чувствуете ли вы, что ваш ребенок не любит школу?

4. Устраивают ли вас учителя, работающие с вашим ребенком?

5. Устраивает ли вас директор школы?

6. Удовлетворены ли вы работой школьного совета?

7. Чувствуете ли вы себя желанным гостем в школе?

8. Удовлетворены ли вы качеством информации об учебных успехах и поведении вашего ребенка?

9. Дружелюбен ли обслуживающий персонал в школе?

10. Имеете ли вы право голоса в школе?

11. Довольны ли вы программой внеурочной деятельности, предложенной школой?

12. Удовлетворены ли вы количеством и качеством предметов по выбору, предложенных вашему ребенку?

13. Устраивает ли вас то, как в школе следят за посещаемостью?

14. Удовлетворены ли вы количеством учащихся в классе?

15. Удовлетворены ли вы чистотой в школе?

16. Удовлетворены ли вы работой классного руководителя?

17. Устраивает ли вас работа библиотеки?

18. Устраивает ли вас работа школьной столовой?


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: