Расцвет Египта в эпоху Нового царства




Расцвет Египта был сформирован и подготовлен его завоеванием гиксосами во время 2 переходного периода (17-16 вв до н э., раздел Египта между 13 и 14 династиями). Сведения об этом доходят от Манефона и Иосифа Флавия. Ряд исследователей опровергает Манефона и считает, что гиксосы приходили в Египет постепенно, еще начиная со Среднего царства. Также Манефон утв., что «гиксосы» означает «цари-пастухи», в то время как современные исследователи выяснили (через арабский), что на самом деле это значило «чужеземные правители» или «правители кочевников».

В Западной Дельте при гиксосах какое-то время, по-видимому, продолжала править XIV династия. В Южном Египте на всем протяжении гиксосского владычества существовали другие самостоятельные образования. Центром самого сильного из них были Фивы, где правили потомки XIII династии. До некоторых пор все без исключения малые правители Египта признавали высшую сакральную царскую власть аварисских гиксосов – XV династии, по Манефону.

Попытки вернуть власть из-под гиксосов предпринимал Камос, преемник Секененра. Дело завершил его брат Яхмос 1, первый фараон 18 династии, который изгнал гиксосов в 1530-х годах – это считается началом Нового царства (сер 16-нач 11 века).

Яхмос и последовавший за ним Тутмос 1 расширили свое влияние в Азии до Евфрата и Нубии. В этом им способствовал опыт противостояния гиксосам – они освоили конное дело и обзавелись отрядами боевых колесниц. В тот же период начинает богатеть на военной добыче Карнакский храм.

Тутмос 2 был женат на своей сводной сестре Хатшепуст, при нем продолжилась борьба за Азию с набирающим мощь Митанни. От Хатшепсут сыновей не было, поэтому он планировал женить своего сына от некой Исиды, также Тутмоса, на дочери Хатшепсут Нефрура.

Тутмос 3 вступил на престол в 1490 г., но был оттеснен на второй план Хатшепсут. Сначала она была регентом, а затем стала претендовать на роль самостоятельного фараона-мужчины (официально утверждена история о том, что Хатшепсут была зачата от Амона). Хатшепсут не могла быть фараоном-воителем, но старалась компенсировать это экспедицией в Пунт, а также обширным строительством. Войной занимался Тутмос 3, в основном в Палестине и на Синае, так как остальное Средиземноморье попало под влияние Митанни.

В 1468 г. на престол вступает Тутмос 3, который за время своего правления совершает не менее 15 походов в Азии. Однако главный геополитический противник Египта, Митанни, не сдает позиций. Ни Тутмос 3, ни его наследник Аменхотеп 1 не могут победить.

В 1410 г., при Тутмосе 4, Митанни, Вавилония и Египет договорились о размежевании сфер влияния (Египту – все земли вплоть до центральной Сирии). – Амарнский мировой порядок.

При Аменхотепе 3 была стабильность и мир, см. пред. вопрос.

Хормехеб (военноначальник) – первый в 19 династии. Затем Рамссес 1 и Сети 1, при котором продолжилось противостояние в Азии с хеттами, а еще в Ливии и Нубии. Соправитель Сети – Рамсес 2. Во времена своего единоличного правления, то есть с 1280-х гг. он готовится к большой войне в Азии для разрешения противостояния с хеттами. 1285 – битва при Кадеше, которую египтяне выиграли, но все закончилось перемирием с утратой Египтом Сирии. 1270 г. – знаменитый мирный договор и военный союз. Рамсес много строит: Абу Симбел, новая столица Пер-Рамсес.

 

Египетская литература: обзор

Практически принята следующая периодизация египетской литературы:

I. Литература Древнего царства, III тыс до н. а.

II. Литература Среднего царства, XXI—XVII вв. до н. 9.

III. Литература Нового царства, XVI—IX вв. до н. э.

IV. Литература демотическая, VIII в. до н. э.– III в. н. э.

Эта периодизация в основном соответствует большим этапам развития языка; Древнее царство – староегипетский язык: Среднее царство – среднеегипетский, так называемый "классический" язык; Новое царство – новоегипетский язык и, наконец, литература на демотическом языке (записывается так называемым демотическим письмом).(В Египте на всем протяжении его древнейшей истории было два вида письма: иероглифическое и иератическое. Последнее – скоропись; оно относится к иероглифам приблизительно так же, как наши написанные от руки тексты к печатным текстам. В VIII в. до н. э. появилось сложное и трудное демотическое письмо, которое, несмотря на свою специфику, является дальнейшим развитием иератического письма. Все эти виды египетского письма возникли и развились в Египте самостоятельно.)

От эпоки Древнего царства сохранились так называемые «Тексты пирамид», начертанные на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах некоторых фараонов V и VI династий (ок. 2700—2400 гг. до н. э.). «Тексты пирамид» – едва ли не древнейшая в мировой истории коллекция религиозных текстов. В этом огромном собрании магических формул и изречений с большой силой запечатлено стремление смертного обрести бессмертие богов. В текстах используются такие приемы красноречия, как аллитерация, параллелизм, повтор (см. переведенный Анной Ахматовой фрагмент «К богине»!).

В эпоху Древнего царства «Тексты пирамид» были уже архаизмом (при фараонах V и VI династии они были лишь записаны Нам известны тексты совершенно иного типа, чем «Тексты пирамид», хотя они тоже относятся к религиозному ритуалу. Это автобиографические надписи вельмож: на надгробной плите необходимо было увековечить имя умершего. Упоминание имени сопровождалось перечисленном титулов и должностей покойного, а также списком жертвенных даров, которые ему предназначались. К этой чисто ритуальной части текста мало-помалу для прославления умершего стали прибавлять описания различных эпизодов из его жизни, свидетельствующих о его заслугах перед фараоном, благосклонности последнего к умершему и т. д., словом, все, что могло возвеличить и приукрасить его личность. Ритуальная надгробная надпись развертывалась в автобиографию. Историческая и художественная ценность произведений этого жанра не подлежит сомнению. – жизнеописание вельможи Уны, 6 династия.

Развита была и дидактическая литература - «Поучения Птахотепа» (Древн царство, записано в Среднем). От времен Древнего царства не сохранилось произведений повествовательных жанров, если не считать упомянутые надписи вельмож времен Древнего царства.

Время Среднего царства не без основания считается в науке временем расцвета литературного творчества, некоторые памятники которого дошли до нас. Таковы, например, «Рассказ Синухе», «Сказка потерпевшего кораблекрушение», искусные, тонкие обработки фольклора. Это формирование классической египетской литературы на классическом же среднеегипетском языке. Очень распространены гимны богам – Хапи, Ра, Осирису.

Очень интересным и, может быть, не до конца еще понятным произведением древнеегипетской литературы является широко известный «Спор разочарованного со своей душой», содержащийся в одном из берлинских папирусов.

Совершенно ясно, что «разочарованный» имеет в виду какие-то новые общественные порядки и нравы, которые диаметрально противоположны тем, которые ему дороги и близки («никто не помнит прошлого»). Словом, он чувствует себя одиноким в окружающем его обществе, в котором ему все чуждо и враждебно.

Социальные потрясения в Египте конца III тыс. до н. э., отразившиеся на содержании «Спора разочарованного со своей душой», наложили отпечаток и на другие произведения египетской литературы эпохи Среднего царства – произведения, так сказать, публицистического плана.

При Эхнатоне новоегипетский язык приобрел письменную форму, а после амарнского времени на нем записываются многие официальные тексты и создаются литературные произведения. Среди них мы находим несколько циклов любовной лирики, занимающей уникальное место в литературе Древнего Востока. Если, к примеру, лирика Месопотамии прочно привязана к религиозному ритуалу сакрального брака бога и богини, то египетская лирика носит сугубо светский характер и воспевает любовь обычных людей (пары, именуемой «брат и сестра»). Любовь эта совершенно необязательно вписана в брачные узы или ухаживание, исходом которого должен стать брак. Эмоциональные переживания влюбленных описываются в лирических произведениях столь же ярко, как и связывающее их сексуальное влечение; а инициатива в отношениях ме-жду ними, в особенности тех, которые не нацелены на создание семьи, сплошь и рядом принадлежит женщине (что указывает на бо́льшую ее эмансипацию в Египте, чем в других обществах Ближнего Востока). По-этому неудивительно, что в этих лирических циклах заметное место принадлежит произведениям, написанным от лица женщины. («Сила любви», «Деревья ее сада»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: