Ассирия и Вавилония в 1 тысячелетии




(Анналы Синаххериба)

См. последние два абзаца первого вопроса.

В конце 12-11 веке Ассирия переживает взлет могущества, в первую очередь благодаря смелой и агрессивной военной политике Тиглатпаласара 1. Но уже в сер 11 века, происходит расселение арамеев из Южной Сирии. Они сначала воюют с ассирийцами, но затем принимают их владычество (халдеи), а со временем и сами дают своих правителей. Большинство население ПП было арамеизировано.

В 9-8 веках Ассирия неуклонно продвигается на юг и запад. Ассирийские цари отличались жестокостью в методах ведения войны даже по меркам древнего БВ. Она растянулась от Средиземного моря до Ирана, но долго продержатся не смогла. В середине 8 века разразилась гражданская война. Ассирия жила только за счет постоянной экспансии.

Последний ее взлет произошел при Саргоне 2 (3 четверть 8 века). Он окончательно завоевал Финикию, Самарию и Иудею. ВЗЯЛ ВАВИЛОН.

Отношения ассирийцев и Вавилонии были очень напряженными. Автономные самоуправляющиеся города Вавилонии, прежде всего сам Вавилон, категорически не желали терпеть иноземное господство и раз за разом свергали ассирийскую власть. Ассирийцы могли бы уничтожить Вавилонию, но не решались на это. Их держава выросла из города-государства на периферии Вавилонии, и они привыкли видеть в ней свою культурную метрополию, так что стремились всеми способами добиться от Вавилона признания, а не уничтожать его. За 100 лет ассирийцы перепробовали все мыслимые способы обращения с Вавилонией – от номинально равноправной личной унии (VIII в. до н. э.) до попытки полной аннексии (при Синаххерибе), но так и не решили этой задачи, что в конце концов стало одной из главных причин гибели Ассирии.

 

Потомки Саргона II – Саргониды – правили Ассирией вплоть до ее гибели. Его сын Синаххериб (705/704–681 гг. до н. э.), свирепый царь-солдат, так ненавидел Вавилонию, что, даже унаследовав от Саргона престол Вавилона, не захотел пройти там обряд коронации, а потом подчеркнуто избегал вавилонского трона. Практически все свое правление Синаххериб пытался вернуть земли, вышедшие из-под власти Ассирии при его воцарении. С гибелью Саргона II в горах Тавра почти вся Юго-Восточная Малая Азия немедленно отложилась от Ассирии (кроме прибрежных областей, известных позднее как географическая Киликия). Одновременно отпала Вавилония при поддержке Элама и некоторые области Леванта – Финикия, Филистия и Иудея (при поддержке Египта). Синаххериб смирился с утратой Юго-Восточной Анатолии и все свое внимание сосредоточил на западном и южном фронтах.

В 703 г. до н. э. он двинул войска на Вавилонию, опустошил всю страну (особенно халдейские княжества) и посадил на вавилонский престол ассирийского чиновника, восстановив режим личной вавилоно-ассирийской унии, но принизив ранг Вавилонии. В 701 г. до н. э. Синаххериб двинулся в Палестину. Разбив египетское войско при Элтеке, он занял всю территорию Иудеи и осадил ее столицу – Иерусалим.

Синаххериб занялерриторию Финикии и раздробил ее на отдельные города-государства (сам Тир признал ассирийскую власть лишь около 696 г. до н. э.). Осада почти неприступного Иерусалима завершилась компромиссом. Осаждающих постигла какая-то эпидемия, и Синаххериб предпочел снять осаду, добившись от царя Иудеи признания ассирийского владычества, выплаты колоссальной дани и выдачи заложников. В Вавило нию тем временем вновь вторгся Мардукапалиддин, поддерживавший дружественные контакты не только с Эламом, но и Египтом.

В 700 г. до н. э. Синаххериб снова разбил халдейское войско и посадил на вавилонский трон своего старшего сына.

В 693 г. до н. э. Вавилония вновь отложилась от Ассирии при эламской поддержке.

Кульминацией этой ожесточенной войны стала грандиозная битва при Халуле́ (на Тигре, севернее Вавилона) в 691 г. до н. э. Синаххериб в своей надписи объявил себя победителем, а для врагов не пожалел самой площадной брани, однако в Вавилонии эту битву тоже считали своей победой. В действительности ее результат не был однозначеным. Однако в 689 г. до н. э., воспользовавшись смутами в Эламе, Синаххериб вновь двинулся на Вавилон и взял город штурмом. На этот раз он решил раз и навсегда ликвидировать «вавилонский вопрос» вместе с самим Вавилоном. Он отправил в Ассирию всех уцелевших жителей и статуи вавилонских богов, а город разрушил до основания, сбросил обломки в Евфрат и пустил на то место, где стоял Вавилон, речные воды по специально проложенному каналу. Официально Синаххериб объявил, что великие боги прогневались на Вавилон за грехи его обитателей и решили покинуть город. Вавилония была полностью аннексирована. Последние годы Синаххериб провел в Ниневии, которую превратил в свою новую административную столицу (ее сохраняли в качестве своего престольного города и последующие цари Ассирии вплоть до конца ее истории). Сам Синаххериб был убит в храме его старшими сыновьями в 681 г. до н. э.

Однако его преемникам так и не удалось задавить вавилонский сепаратизм. И хоть к 640 г. она, казалось бы, достигла мирового владычества, на самом деле боеспособность ее армии начала падать, а сама империя – дряхлеть.

 

 

Хеттская литература и религия

 

Канон еврейской Библии

Различные библейские традиции формировались под влиянием 2 канонов: палестинского (масоретская Библия) и александрийского (греческая Септуагинта).

Еврейские библ. книги были написаны на кожаных свитках, а в 6 веке происходит переход от свитка к кодексу.

В палестинском каноне (позже утвердился в раввинистическом иудаизме) – 39 книг (по иуд. традиции – 22, по кол-ву букв в алфавите). Они делятся на 3 раздела:

1. Тора – Закон Моисея, данный на горе Синай. Состоит из Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

2. Невиим – Пророки. Делятся на Пророков начальных (книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств), Царей (3 и 4 Царств)) - история евр. народа от заселения Палестины после исхода и до вавилонского плена, и на Пророков последних (собственно пророческие книги: 3 великих Пророка – Исайя, Иеремия, Иезекииль, и 12 малых – Осия, Иоиль, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии).

3. Кетувим – Писания (книги Руфь, Екклесиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии, Эсфирь, Псалтирь, 1 Ездры, Иова, Даниила, Неемии и Хроника (1 и 2 Паралипоменон)).

Акроним – Танах.

Деление Библии на разделы отражает этапы ее формирования (критика ниже). Самая древняя часть – Пятикнижие (Моисей повелел разместить свою Книгу «одесную ковчега»). Дальнейшее формирование книг Невиим связ. с деятельностью книжника Ездры (сер. 5 века до Р.Х.) – но первое упоминание встречается гораздо позже, только во в 2 веке до Р.Х.

Александрийский канон – Септуагинта (72 толковника перевели Б. на греческий по просьбе егип. царя Птолемея 2 Филадельфа). Для истории К. б. важно, что сначала было переведено только Пятикнижие. Об этом сообщается в «Послании Аристея», в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и во всех произведениях последующей евр. традиции. Предание о том, что 70 толковников перевели не только Пятикнижие, но и всю евр. Библию, возникло не ранее 2 в. по Р. Х., уже на христианской почве. Еще блж. Иерониму было известно, что «и Аристей, и Иосиф, и вся школа иудеев признают, что Семьдесят толковников перевели только пять книг Моисея». Порядок и организация книг отличаются от евр. Библии:

1. законоположительные и исторические (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисуса Навина, Судей, Руфь; 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, 1 Ездры, 2 Ездры, Неемии, Иудифи, Товита, 1-4 Маккавеев).

2. поэтические и учительные (Псалтирь, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова).

3. пророческие (Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Иона, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила).

Септуагинта перешла в христианскую традицию, однако акцент сместился с законоположительных книг ВЗ на пророческие (мессианские пророчества). Признание авторитета книг Премудрости Иисуса, сына Сираха, Премудрости Соломона и Маккавейских связано с тем, что именно в них наиболее полно раскрывается дохрист. учение о Св. Духе и бессмертии души.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: