Интерпретация результатов исследования.
№ | Фамилия | Возраст | Показатели тревожности (в %) | ||
<50% | >50% | >75% | |||
1. | Акимов | ||||
2. | Антипов | 53,4 | |||
3. | Батурин | ||||
4. | Верстюк | ||||
5. | Гарбузова | ||||
6. | Гришина | ||||
7. | Демин | ||||
8. | Дыченко | ||||
9. | Емельянцева | ||||
10. | Забелин | ||||
11. | Костюкова | ||||
12. | Крыловская | ||||
13. | Лобанова | ||||
14. | Полякова | ||||
15. | Сабирьянов | ||||
16. | Ткачевская | ||||
17. | Шитиков | ||||
18. | Шевцова | ||||
Процент учащихся | 78 % | 16 % | 6 % |
|
|
.
Фактор | ОТ | ПСС | ФПДУ | СС | ССПЗ | СНСОК | НФСС | ПСОУ | |||||||||||||
1.Акимов | |||||||||||||||||||||
2.Антипов | |||||||||||||||||||||
3.Батурин | |||||||||||||||||||||
4.Верстюк | |||||||||||||||||||||
5.Гарбузова | |||||||||||||||||||||
6.Гришина | |||||||||||||||||||||
7.Демин | |||||||||||||||||||||
8.Дыченко | |||||||||||||||||||||
9.Емельянцева | |||||||||||||||||||||
10.Забелин | |||||||||||||||||||||
11.Костюкова | |||||||||||||||||||||
12.Крыловская | |||||||||||||||||||||
13.Лобанова | |||||||||||||||||||||
14.Полякова | |||||||||||||||||||||
15.Сабирьянов | |||||||||||||||||||||
16.Ткачевская | |||||||||||||||||||||
17.Шитиков | |||||||||||||||||||||
18.Шевцова | |||||||||||||||||||||
>75 % (у колич-ва чел.) | |||||||||||||||||||||
< 75 % | |||||||||||||||||||||
|
|
По таблице выше видим, что высокий уровень тревожности по фактору «Общая тревожность в школе» имеют 44 % (8 человек) учащихся в классе, то есть большинство. Повышенная тревожность у 22 % школьников. У остальных 34 % уровень тревожности по этому фактору в норме, то есть у них пребывание в школе не вызывает каких-либо травмирующих последствий.
39 % (7 человек) учащихся имеют высокий уровень тревожности по фактору «Переживание социального стресса», чуть меньше (33 %-6 человек) имеют повышенную тревожность, то есть такие дети имеют проблемы в отношениях с социумом, особенно со сверстниками, что может порождать конфликты. У остальных 28 % (5 человек) уровень тревожности по этому фактору в норме, то есть дети не переживают социальный стресс, имеют хорошие отношения с окружающими людьми.
По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 39 % учащихся (7 человек) имеет высокую тревожность, то есть эти дети имеют неблагоприятный фон, который мешает развивать им свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. У 61 % (11 человек) - повышенная тревожность по фактору. Тревожность, соответствующая норме, отсутствует.
|
У большинства учащихся (55 %-10 человек) по фактору «Страх самовыражения» уровень тревожности высокий, то есть они испытывают негативные эмоции при демонстрации своих возможностей, при предъявлении себя окружающим. 11 % (2 человека) испытывают повышенную тревожность по этому фактору, а остальные 34 % (6 человек) имеют нормальный уровень тревожности.
По фактору «Страх ситуации проверки знаний» 33 % (6 человек) имеют высокий уровень тревожности (дети испытывают негативные эмоции при проверке знаний; это может объясняться тем, что они неуверенны в себе, также они могут считать, что учителя предъявляют им слишком высокие требования и т.д.), 6 %-повышенный уровень. У 61 % учащихся уровень тревожности в норме, это говорит о том, что они не видят сложности в ситуации проверки знаний.
50 % испытуемых (9 человек) имеют высокий уровень тревожности по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». 22 % (4 человека) имеют повышенную тревожность, то есть эти дети испытывают тревогу по поводу своих оценок, поступков, результатов, так как боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. У остальных же 28 % (5 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не нуждаются в оценке окружающими людьми своих действий.
У большинства учащихся (61 % - 11 человек) по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» высокий уровень тревожности и повышенный у 11 % (дети надо неадекватно реагировать на различные стрессогенные факторы). Нормальный уровень у 28 % (5 человек) испытуемых, то есть они спокойно справляются с ситуациями стрессогенного характера.
По последнему фактору – «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» большинство испытуемых имеет нормальный уровень тревожности (нет особых проблем в отношениях с учителями). У 33 % учащихся повышенная тревожность по данному фактору.
Сравнение уровня тревожности по факторам тревожности в группах учащихся
Сравним выраженность тревожности по шкалам в разных по успеваемости группах учащихся.
Таблица 3. Средний процент тревожности по шкалам тревожности в группе отстающих учеников
№ | Фамилия | Шкалы | |||||||
Акимов | |||||||||
Батурин | |||||||||
Демин | |||||||||
Забелин | |||||||||
Лобанова | |||||||||
Ткачевская | |||||||||
Средний процент |
Таблица 4. Средний процент тревожности по шкалам тревожности в группе успевающих учеников
№ | Фамилия | Шкалы | |||||||
Антипов | |||||||||
Верстюк | |||||||||
Гарбузова | |||||||||
Гришина | |||||||||
Дыченко | |||||||||
Емельянцева | |||||||||
Костюкова | |||||||||
Крыловская | |||||||||
Полякова | |||||||||
Сабирьянов | |||||||||
Шитиков | |||||||||
Шевцова | |||||||||
Средний процент |
Из таблицы 3 видим, что средний процент тревожности в группе отстающих учеников высок по шкалам 3, 6, 7 (фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). Таблица 4 свидетельствует о том, что у успевающих учеников наблюдается страх самовыражения и повышенная тревожность, помимо страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой физиологической сопротивляемости стрессу.
Выводы.
Большая часть исследуемых подростков имеют высокий уровень тревожности по факторам «Общая тревожность в школе», «Переживание социального стресса», «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». Повышенный уровень тревожности у большинства подростков проявляется в таком факторе, как «Фрустрация потребности в достижении успеха». Сравнение групп учащихся по успеваемости свидетельствует о том, что у успевающих учеников наблюдается страх самовыражения и повышенная тревожность, помимо страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой физиологической сопротивляемости стрессу.