Интерпретация результатов исследования.
| № | Фамилия | Возраст | Показатели тревожности (в %) | ||
| <50% | >50% | >75% | |||
| 1. | Акимов | ||||
| 2. | Антипов | 53,4 | |||
| 3. | Батурин | ||||
| 4. | Верстюк | ||||
| 5. | Гарбузова | ||||
| 6. | Гришина | ||||
| 7. | Демин | ||||
| 8. | Дыченко | ||||
| 9. | Емельянцева | ||||
| 10. | Забелин | ||||
| 11. | Костюкова | ||||
| 12. | Крыловская | ||||
| 13. | Лобанова | ||||
| 14. | Полякова | ||||
| 15. | Сабирьянов | ||||
| 16. | Ткачевская | ||||
| 17. | Шитиков | ||||
| 18. | Шевцова | ||||
| Процент учащихся | 78 % | 16 % | 6 % |
|
.
| Фактор | ОТ | ПСС | ФПДУ | СС | ССПЗ | СНСОК | НФСС | ПСОУ | |||||||||||||
| 1.Акимов | |||||||||||||||||||||
| 2.Антипов | |||||||||||||||||||||
| 3.Батурин | |||||||||||||||||||||
| 4.Верстюк | |||||||||||||||||||||
| 5.Гарбузова | |||||||||||||||||||||
| 6.Гришина | |||||||||||||||||||||
| 7.Демин | |||||||||||||||||||||
| 8.Дыченко | |||||||||||||||||||||
| 9.Емельянцева | |||||||||||||||||||||
| 10.Забелин | |||||||||||||||||||||
| 11.Костюкова | |||||||||||||||||||||
| 12.Крыловская | |||||||||||||||||||||
| 13.Лобанова | |||||||||||||||||||||
| 14.Полякова | |||||||||||||||||||||
| 15.Сабирьянов | |||||||||||||||||||||
| 16.Ткачевская | |||||||||||||||||||||
| 17.Шитиков | |||||||||||||||||||||
| 18.Шевцова | |||||||||||||||||||||
| >75 % (у колич-ва чел.) | |||||||||||||||||||||
| < 75 % | |||||||||||||||||||||
|
По таблице выше видим, что высокий уровень тревожности по фактору «Общая тревожность в школе» имеют 44 % (8 человек) учащихся в классе, то есть большинство. Повышенная тревожность у 22 % школьников. У остальных 34 % уровень тревожности по этому фактору в норме, то есть у них пребывание в школе не вызывает каких-либо травмирующих последствий.
39 % (7 человек) учащихся имеют высокий уровень тревожности по фактору «Переживание социального стресса», чуть меньше (33 %-6 человек) имеют повышенную тревожность, то есть такие дети имеют проблемы в отношениях с социумом, особенно со сверстниками, что может порождать конфликты. У остальных 28 % (5 человек) уровень тревожности по этому фактору в норме, то есть дети не переживают социальный стресс, имеют хорошие отношения с окружающими людьми.
По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 39 % учащихся (7 человек) имеет высокую тревожность, то есть эти дети имеют неблагоприятный фон, который мешает развивать им свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. У 61 % (11 человек) - повышенная тревожность по фактору. Тревожность, соответствующая норме, отсутствует.
У большинства учащихся (55 %-10 человек) по фактору «Страх самовыражения» уровень тревожности высокий, то есть они испытывают негативные эмоции при демонстрации своих возможностей, при предъявлении себя окружающим. 11 % (2 человека) испытывают повышенную тревожность по этому фактору, а остальные 34 % (6 человек) имеют нормальный уровень тревожности.
По фактору «Страх ситуации проверки знаний» 33 % (6 человек) имеют высокий уровень тревожности (дети испытывают негативные эмоции при проверке знаний; это может объясняться тем, что они неуверенны в себе, также они могут считать, что учителя предъявляют им слишком высокие требования и т.д.), 6 %-повышенный уровень. У 61 % учащихся уровень тревожности в норме, это говорит о том, что они не видят сложности в ситуации проверки знаний.
50 % испытуемых (9 человек) имеют высокий уровень тревожности по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих». 22 % (4 человека) имеют повышенную тревожность, то есть эти дети испытывают тревогу по поводу своих оценок, поступков, результатов, так как боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. У остальных же 28 % (5 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не нуждаются в оценке окружающими людьми своих действий.
У большинства учащихся (61 % - 11 человек) по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» высокий уровень тревожности и повышенный у 11 % (дети надо неадекватно реагировать на различные стрессогенные факторы). Нормальный уровень у 28 % (5 человек) испытуемых, то есть они спокойно справляются с ситуациями стрессогенного характера.
По последнему фактору – «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» большинство испытуемых имеет нормальный уровень тревожности (нет особых проблем в отношениях с учителями). У 33 % учащихся повышенная тревожность по данному фактору.
Сравнение уровня тревожности по факторам тревожности в группах учащихся
Сравним выраженность тревожности по шкалам в разных по успеваемости группах учащихся.
Таблица 3. Средний процент тревожности по шкалам тревожности в группе отстающих учеников
| № | Фамилия | Шкалы | |||||||
| Акимов | |||||||||
| Батурин | |||||||||
| Демин | |||||||||
| Забелин | |||||||||
| Лобанова | |||||||||
| Ткачевская | |||||||||
| Средний процент |
Таблица 4. Средний процент тревожности по шкалам тревожности в группе успевающих учеников
| № | Фамилия | Шкалы | |||||||
| Антипов | |||||||||
| Верстюк | |||||||||
| Гарбузова | |||||||||
| Гришина | |||||||||
| Дыченко | |||||||||
| Емельянцева | |||||||||
| Костюкова | |||||||||
| Крыловская | |||||||||
| Полякова | |||||||||
| Сабирьянов | |||||||||
| Шитиков | |||||||||
| Шевцова | |||||||||
| Средний процент |
Из таблицы 3 видим, что средний процент тревожности в группе отстающих учеников высок по шкалам 3, 6, 7 (фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу). Таблица 4 свидетельствует о том, что у успевающих учеников наблюдается страх самовыражения и повышенная тревожность, помимо страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой физиологической сопротивляемости стрессу.
Выводы.
Большая часть исследуемых подростков имеют высокий уровень тревожности по факторам «Общая тревожность в школе», «Переживание социального стресса», «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». Повышенный уровень тревожности у большинства подростков проявляется в таком факторе, как «Фрустрация потребности в достижении успеха». Сравнение групп учащихся по успеваемости свидетельствует о том, что у успевающих учеников наблюдается страх самовыражения и повышенная тревожность, помимо страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой физиологической сопротивляемости стрессу.