Вопрос 1. Понятие мифов и мифологии. История изучения мифологии.




Знакомясь с первыми этапами формирования культуры, наибольший интерес и сложность представляет не формирование хозяйственных навыков, не прогресс технических изобретений и ремесла, а развитие их духовной культуры. Следует понять, что древний человек не глупее и не примитивнее современного.

Наиболее доступным материалом для изучения специфики первобытного мышления являются мифы. Именно мифы стали для древнего человека средством выражения своих представлений об окружающем мире. Миф – от греч. «слово, речь, рассказ» – архаическое повествование о деянии богов и героев, за которым стоят фантастическиепредставления о мире, об управляющих им богах и духах.В первобытной мифологии обычно рассказывается о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами и ритуалами.

На основе мифов, складывающихся постепенно в течение тысячелетий, возникает специфическая форма человеческого мышления и действия, характерная для ранней стадии в развитии культуры - мифология. Мифология – это способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Чтобы уяснить себе сущность мифологии, ее специфику и роль в формировании духовной культуры необходимо уяснить себе ее отношение к некоторым смежным и отчасти сходным явлениям: к легендам, сказкам и к религиозным верованиям.

Легендами называются те произведения народного творчества (народные рассказы), в основе которых лежат какие-либо реальные исторические события: основания городов, рассказы о войнах, об исторических деятелях. Например, события Троянской войны – это легенды, дополненные образами богов. Мифами называют повествования, лишенные какой-либо исторической подоплеки. Трудность разграничения мифов и легенд возникает от неполноты фактического знания, реально ли существовали Геракл, Одиссей, Эдип, Тесей, Ахилл и другие? То, что долгое время считалось мифом при обнаружении нового археологического памятника или исторического источника может оказаться легендой.

Еще сложнее уяснить себе разницу между мифом и сказкой. Существует предположение, что всякая народная сказка – это вульгаризированный, упростившийся, деградировавший миф. Но это не всегда так, и различие, достаточно существенное есть. Во-первых, сказка изначально воспринимается слушателем как вымысел, а миф – это для рассказчика и слушателя реальность, причем реальность более истинная и подлинная, чем окружающая его действительность. Сказка развлекает, миф – раскрывает действительное положение дел, в него верят и не сомневаются в истинности. Во-вторых, существенное различие вытекает из функций сказки и мифа. Сказка выполняет в основном развлекательную и морализаторскую функцию (дает « добрым молодцам урок»),тогда как основная задача мифа – объяснить окружающую действительность. Именно объяснение окружающей действительности и есть основная, этиологическая (греч. причина) функция мифа.

Кроме всего перечисленного, миф часто связан с религиозными верованиями и обрядами. Взаимосвязь мифа и религии является одним из важнейших аспектов изучения вопроса. В мифах очень часто отражаются религиозные представления того или иного народа, часто мифы являются своеобразным объяснением религиозных действий, «либретто» (текстом) ритуала. Но существует целый ряд мифов, который трудно даже заподозрить в религиозности например, мифы о животных. Поэтому крайне сложно определить, какое же из этих феноменов – миф или ритуал – был первым, а какой появился как его дополнение?

После изучения этнографических материалов, некоторыми учеными был сделан вывод, что мифы возникают как явление, не связанное с религиозными воззрениями (наиболее простые виды мифов не связаны с ритуалом), но по мере своего развития и усложнения они устанавливают тесную связь с религией, а содержание мифа становится содержанием религиозных верований, миф становится культовым. Таким образом, культовый миф – это рассказ, описывающий в повествовательной, мифологической форме тот или иной религиозный обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающий право исполнителей обряда совершать его [56, C. 72]. Культовые мифы широко распространены, есть везде, но в силу их особого, тайного характера, записать их удавалось очень редко, они составляют эзотерическую сторону религиозной мифологии.

Эзотерические (т.е. обращенные внутрь) – это тайные мифы, доступные лишь посвященным. Как правило, это самые тайные мифологические предания, известные лишь привилегированным группам: вождям или шаманам племени, неким тайным сообществам, верховным жрецам. Эзотерические мифы надо скрывать от непосвященных, а это делается при помощи мифов-страшилок, мифов-обманок, которые называются экзотерическими.

Экзотерические (т.е. обращенные вовне) – это мифы, нарочито придуманные для воздействия на непосвященных, особенно на детей и женщин. Играют важную, «защитную» функцию в истории религии.

Разграничение на экзотерические и эзотерические мифы исторически начинается очень рано, даже в самых примитивных мифологических системах (австралийских) оно уже существует. Часто связано с обрядами инициации (возрастные посвятительные обряды). Расслоение происходит в первобытном обществе, в связи с зародышевыми формами внутриобщинной дифференциации – с возрастно-половым расслоением. По мере распада первобытно-общинного строя, формирования классового общества расхождение эзотерической (культовые мифы ) и экзотерической мифологии (мифы о различных чудовищах, страшилищах) все больше углубляется, но не перестает существовать, сохраняясь даже в мировых религиях: суфии в исламе, тантристы в буддизме, тамплиеры и масоны в христианстве – претендуют на особые, тайные знания о божестве, на особую, эзотерическую мифологию.

Важнейшим моментом, позволяющим уяснить себе специфику мифологии как социокультурного феномена, является анализ функций мифов, так как именно выполнение этих функций превращает мифы в специфический феномен духовной культуры первобытного общества. Выше говорилось о том, что культовые мифы оправдывают существующий обряд, утверждают его законность, а также защищают права той или иной социальной группы на эту обрядовую практику. Это специфическая функция культовых мифов называется экспликативной (лат. разъяснение). Функция, которая присуща всем мифам без исключения, называется этиологической (причинной). Выполняя свою основную функцию, миф как бы раскрывает причины существующего порядка вещей. Другими словами, мифами считаются такие народные повествования, в которых содержится объяснение тех или иных явлений природы или человеческой жизни.

Как одна из древнейших форм мировоззрения мифология достаточно давно стала тревожить умы мыслителей. Уже в период античности формируется ряд концепций, пытающихся объяснить ее появление и смысл. Самым популярным в этот период было аллегорическое толкование, сторонниками которого являлись Анаксагор, Зенон, Гераклид и многие другие. Это толкование представляло мифологические образы персонификацией некоторых общих понятий физических стихий или нравственных, духовных явлений: персонификацией мудрости была Афина, воды – Посейдон, огня – Гефест. Софисты (Критий, Протагор, Горгий, Продик и др.) развивали аллегорическое толкование мифов, мистифицируя смысл мифологических образов.

Иначе рассматривал сущность мифа Аристотель, заложивший основы абстракто-рационального анализа событийной стороны мифа. Для него миф есть повествование о неком событии, любой миф есть некий сюжет, в котором отражены отношения между героями (богами, людьми). Такие отношения носят инвариантный характер, имеют завязку, конфликт и развязку, и кочуют из мифа в миф. Поэтому для Аристотеля миф, прежде всего фабула, сюжет, действие.

В эллинистический период появляется эвгемеристическое толкование мифов. Эвгемер утверждал, что боги, изображенные в мифах, не подлинные боги, а исторические личности, превращенные человеческим сознанием в богов: цари, полководцы, герои. Более того, мифологизация персонажей имела некий дидактический смысл: герои мифов сами иногда провозглашали себя богами, чтобы люди охотнее следовали их советам или подражали их поступкам. Такой критический подход, высказанный Эвгемером, не следует расценивать как атеизм. Эвгемер не отрицал существования настоящих богов, просто они не имеют никакого отношения к описанным в мифах событиям.

В средневековых и ренессансных толкованиях сущности мифотворчества ведущим оставался аллегорический подход. Так Петрарка считал, что мифотворчество – способ кодирования смыслов, постигнутых творцом мифов, а аллегория есть способ выражения скрытой сущности бытия. Такого же мнения придерживались Баккаччо и Эразм Роттердамский. Положение начинает серьезно меняться в Новое время, когда привычные объяснительные модели, знакомые еще с античности, заменяются новыми концепциями. Причиной столь радикальных изменений стал переворот в освоении пространства и Великие географические открытия, которые расширили европейскую ойкумену, включив в нее новые страны и народы. Знакомство с их обычаями и нравами накапливало новые, нередко ошеломляющие данные о жизни первобытных народов. Грандиозный массив новых сведений о первобытной мифологии, магии обрушился на европейскую науку. XVI-XVIII века стали временем накопления этих данных, а время обобщения пришлось на XIX век, когда были сформулированы первые научные концепции о сущности мифологии.

В середине XIX века сложилась лингвинистическая теория, согласно которой сущность мифа следует искать в его неразрывной связи с языком, так как именно язык выступает главным фактором мифообразования. Основополагающие идеи этой теории были высказаны М. Мюллером (1823-1900), по мнению которого, миф рождается из начального языка, состоящего в основном из метафор. На этом этапе еще нет мифологии. Но в дальнейшем, когда смысл метафор был утерян и они стали употребляться без ясного понимания тех шагов, которые привели к их образованию, возникают мифы, которые становятся своеобразной попыткой объяснить смысл используемых языковых форм. Лаконично эта идея передавалась фразой: «Мифология – болезнь языка», то есть мифология порождена неспособностью человека удержаться на той высоте своего духовного творчества, на какой он был в первобытные времена, создавая свой образный язык. По сути, лингвистическая теория рассматривала миф как результат не прогресса, а деградации человеческого духа и сознания.

Развитием лингвистической теории стала солярно-метеорологическая концепция. Ее сторонники: А. Кун, Ф. Вендорф, Дж. Кох, считали, что мифология как явление имеет одну общечеловеческую точку зарождения (индоевропейский центр), и единую причину, каковой является культ природы. Именно эмоционально насыщенные образы природных явлений (астрономических и метеорологических) пробудили в человеке его метафоричную фантазию, вылившуюся в мифы.

В России сторонником идей Мюллера и Куна был Ф. И. Буслаев (1818-1897), который на примере изучения славянской мифологии заложил теоретико-методологические установки «мифологической школы» русской фольклористики. Мифология, по мнению Буслаева, первая сознательная форма народного творчества, которая появляется из метафор и эпитетов раннего языка. Все индоевропейские народы имели общую прамифологию, но с развитием языка и хозяйственной деятельности она видоизменилась в каждом этносе, приобретя специфические национальные черты.

Продолжателем дела Буслаева был А. Н. Афанасьев (1826-1871) – систематизатор русских народных сказок, автор первого отечественного фундаментального труда по славянской мифологии. По его мнению, загадку происхождения мифотворчества можно разрешить только при помощи анализа исторического развития языка, в котором выделяется два периода. Первый – домифологический – это время формирования языка через поэтические метафоры. В это время образуются основные корни, то есть те звуки, через которые человек обозначал свои впечатления, производимые на него явлениями природы. Здесь нет логического смысла, но его отсутствие компенсируется ярким поэтическим колоритом. Второй период – «период превращений» - время упадка и расчленения языка, когда происходит забвение коренного значения слова и формируется мифология.

Таким образом, по Афанасьеву, мифология является продуктом развития древнейшего поэтико-метафорического языка, а миф возникает как бессознательная метафора. Другого способа представления природы человек просто не имел.

Успех теории Ч. Дарвина спровоцировал исследователей перенести идею эволюционного развития из животного мира в мир социокультурный. Результатом этого шага стало формирование эволюционной теории развития культуры, в соответствии с которой человечество проходит несколько стадий – стадию дикости, стадию варварства и стадию цивилизации. Эти стадии общие для всех народов, просто одни проходят их быстрее, а другие – медленнее.

Первым распространил методологию эволюционизма на историю первобытной культуры Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917). Ядром его теории была концепция анимизма, о которой уже упоминалось в Теме № 2. Скудное первобытное сознание с его бедным интеллектом в результате попыток объяснить мир приходит к выводу о существовании духовных существ. То есть в основе мифологии лежит всеобщее одушевление природы (анимизм) и способность человеческого сознания строить объяснения природных явлений на основе аналогии. В анимистической концепции миф трактуется как продукт когнитивной деятельности сознания, как результат удовлетворения познавательной потребности человека, его любознательности. Миф порожден необходимостью ответить на вопросы «как», «зачем», «почему», то есть выполнить этиологическую функцию.

Начало XX века стало временем перелома в социогуманитарных науках – временем формирования методологий функционального и структурного анализа. Основоположник функционализма Б. Малиновский представлял культуру как динамическое, целостное и структурно организованное явление, поэтому призывал изучать миф «живым» - не по текстам и пересказам, а таким, каким он существует в реальной повседневной жизни первобытных народов, так как важен контекст, сопровождающий миф. Миф – это описание той первозданной реальности, которая в свое время породила мир, которая еще жива и продолжает оказывать воздействие. Миф – это средство словесного воскрешения и утверждения первозданной реальности. Сущность мифа определяется его социальной функцией. Мифология – наиболее общая хартия всех социальных институтов первобытного общества; их духовная основа, источник главных представлений, средство их обоснования. Отсюда и связь мифа с магией: магия ритуально объединяет два мира – мир реальный и мир мифологический. А миф воспроизводится в магии, обосновывает ее, определяет ее границы, притязания, придавая ей законность и убедительность.

Другим исследователем, развивавшим идеи функционализма, был Л. Леви-Брюль (1857-1939). Он исходил из идеи о том, что каждому типу общества, каждому типу социальных отношений соответствует определенный тип мышления. Однородному характеру социальной организации первобытного общества соответствует однообразный, недифференцированный тип коллективных представлений, дополняемых эмоционально-аффективными переживаниями, что приводит к отсутствию способности интерпретационной деятельности.

Если современные коллективные представления связываются между собой по закону логики, то первобытные коллективные представления сочетаются по закону партиципации (сопричастности). Сопричастие – это способность сознания стирать, сглаживать всякую двойственность, наделять предметы одновременно противоположными (амбивалентными) свойствами. Кроме того, первобытный человек, по мнению исследователя, не умеет устанавливать причинно-следственные связи и подменяет характеристики предмета чувственным восприятием.

С развитием культуры и общества постепенно происходит процесс индивидуализации личности, ее выделение из коллективного сознания, нарушаются некогда прочные социокультурные связи. Между коллективом и индивидом появляется третий элемент – мифология. Миф – это форма стимулирования сопричастия, он появляется тогда, когда непосредственная партиципация изживает себя и нужен некий новый особый механизм, обеспечивающий связь человека с социальной группой, с прошлым его рода, с тотемом. Миф есть средство оживления и поддержки социального родового чувства сопричастности и солидарности.

Другое, не менее значимое направлении, структурализм, сформировался благодаря трудам К. Леви-Строса, для которого первобытные культуры были ключом к познанию сущности и самого человека, и бытия в целом. Интерпретируя по-новому эмпирический материал, Леви-Стос доказал способность первобытного человека к абстрактному мышлении, которая выражалась, прежде всего, в стремлении к порядку. Первобытное мышление – это мышление классифицирующее, вносящее порядок в мир восприятия. Чтобы справиться с задачей классификации первобытное мышление прибегает к бриколажу – полуигре и полудеятельности, к которой прибегает человек, чтобы сочетать разнородные образы, выстраивая из них целостную картину мира. Целостность эта выстраивается через бинарные оппозиции, из которых состоит мир первобытного человека. Это только на первый взгляд миф кажется хаотическим нагромождением небылиц, несуразности и чистой фантазии. На самом деле, мифы – результат неосознанных, но вполне структурированных операций первобытной логики. Поэтому миф как символически-семиотическая система должен быть декодирован, расшифрован. В этом и состоит, по мнению Леви-Строса, задача науки о мифах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: