Самосознание личности и ее жизненный путь.




Роль среды и ее составляющих в научных трудах психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна

Серге́й Леони́дович Рубинште́йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (Отделение истории и философии). Автор статьи «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934).

Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946). Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942) и первый психолог — член-корреспондент Академии наук СССР (1943). Основатель кафедры и отделения психологии при факультете философии МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой Академии наук СССР: Сектора психологии в Институте философии АН СССР (1943). В конце 1940-х г. в ходе антисемитской антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных и руководящих постов, но при этом остался в числе наиболее авторитетных лидеров психологической науки в стране. С конца 1953 г. участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала Вопросы психологии и вошел в первый состав редакционной коллегии этого журнала. В 1956 г. был вновь назначен заведующим Сектором психологии Института философии и продолжал занимать эту должность вплоть до своей смерти в 1960 году.

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

Сергей Леонидович является ярким представителем отечественной психологии. Его психологическая теория основывается на изучении психического, внутренних противоречий, происходящих в личности, на теории мышления и развития сознания и самосознания. Если внимательно вчитаться в его тексты, то возможно выделить некоторые направления, связанные с ролью среды (у Рубинштейна понятие среды заменяется «окружающим миром») в жизни личности:

- осознание среды человеком,

- влияние личности на среду,

- выделение человека из среды.

Анализируя труды С.Л.Рубинштейна, в текстах можно найти небольшое количество слов, так или иначе касающихся средового подхода: «условия среды», «внешние события жизни», «окружение», «событие жизни». Все эти слова как бы не играют центральной роли в его психологической теории, но являются легкими мазками на портрете, помогающими создать полноценный образ.

Далее нами будут рассмотрены некоторые выдержки из трудов Сергея Леонидовича и дан их анализ в соотнесении со средовым подходом.

Самосознание личности и ее жизненный путь.

Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание.

Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием и выделяющим себя из окружения, осознающим свое отношение к нему как отношение, нельзя решать метафизически. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность в ее высших проявлениях.

Под личностью в средовом подходе подразумевается человек как субъект обладания духовными, материальными и социальными ценностями. Сопоставляя данное определение с тем, как Рубинштейн С.Л. понимает личность, нужно отметить, что отправной точкой в его рассуждениях является не внешние показатели, развивающие личность, а его СОЗНАНИЕ. Однако, Сергей Леонидович, сам подчеркивает роль среды и внешних изменений на человека, говоря об этом чуть заниженным штилем: «Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку.» В средовом подходе по Ю.С.Мануйлову: «СРЕДА, с функциональной точки зрения, определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и ОСРЕДНЯЕТ личность. При этом осреднять – значит типизировать. ПОСРЕДСТВОВАТЬ – значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. ОПОСРЕДОВАТЬ означает преломлять, влиять в смысле облагораживать, обогащать, оздоравливать и пр.

Развитие сознания.

Становление сознания связано со становлением новой формы бытия- бытия человеческого - новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить вперед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир,- словом, жить так, как живет человек и никто другой.

…..психическая деятельность выступает в новом качестве- сознании, или, точнее, процессе осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь. Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания…Осознавать - значит отражать объективную реальность…

В психологическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, собственно, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность (или система)…..обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями. Центральной психологической проблемой при этом остается процесс осознания человеком мира.

Сознание не покрывает психической деятельности человека в целом. Сознание, как и психическое вообще, служит для «регуляции» поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.

Среда, окружающий мир человека, по Рубинштейну, рассматривается только под углом ее осознания, выражения своего отношения к ним, отражения объективной реальности, причем важнейшими составляющими в этом процессе играют рефлексия, саморегуляция. К сожалению, роли бессознательного Рубинштейн не уделял достаточного внимания, в связи с чем не мог выделить в среде нерегулируемые процессы- стихии. Важно также понимать, что для удорядочивания системы психологического знания, повышения его роли в период развития и расцвета коммунистической идеологии, противостоящей западной, Сергей Леонидович не мог рисковать. К стихиям в его теории близок интерес к познанию, который может захватывать личность и вести за собой.

Кроме того, в своих рассуждениях Сергей Леонидович так или иначе в целом затрагивавает вопрос о «меченых»: «Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения…», но в связи с господствующей идеологией того времени, в которое он жил и работал, говорил об этом вскользь, неявно, незаметно, но за этими немногочисленными словами явно прослеживается его позиция как человека борющегося изнутри с теми взглядами, которые на тот момент были приоритетными, незыблемыми, своего рода аксиомами, которые не могли подвергаться сомнению.

Развитие и обучение

Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он - организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это, полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития.

Стоит отметить, что Сергей Леонидович всегда в трудах подчеркивает ведущую роль природы в человеке, но вслед за этим непременно упоминает специфические черты: сознание, психическое. Тем самым он подводит нас к мысли, что человек рождается из природы и наделен он прежде всего природными чертами и характеристиками. Стихии в человеческой деятельности и в природе тоже имеют общие черты.

Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения: освоение системы межлюдских отношений того коллектива, к которому принадлежит данный индивид,- в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением. Конкретное исследование развития наблюдения, мышления, речи и т.д. показывает, что стадии, или ступени, умственного развития ребенка, выражающиеся в формах наблюдения, речи, мышления, зависят от содержания, которым в ходе обучения овладевает ребенок, и от формы общения, в частности педагогического воздействия, в условиях которого это развитие совершается.

Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя; человек- взрослый - развиваясь, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка.

В психологии мышления Сергей Леонидович реализует принцип детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия. Под внешними причинами можно понимать и возможности среды. Таким образом, речь идет о том, что личность может эффективно использовать средовые условия только при достаточном уровне внутреннего развития, достижении достаточного уровня зрелости психических процессов. Кроме того, стоит отметить, что, доказывая принцип единства обучения и развития, Рубинштейн тем самым подчеркивает сквозную роль среды: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь…» В СРЕДЕ.

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных, изобразительных и т.д.) в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. Для изучения этого процесса сделано, однако, очень мало в силу господствовавших в традиционной психологии взглядов на природу способностей. Согласно этим взглядам, способности в ходе обучения будто не столько формируются, сколько лишь проявляются. В действительности же они не только проявляются, но и формируются, развиваются в ходе обучения. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения системы знаний.

Говоря о неразработанности проблемы личностных способностей, Сергей Леонидович не упоминает о среде, хотя, по нашему мнению, обучение организуется в учебной среде, т.е. процесс получения знаний неразрывно связан с той средой, в которой данный процесс осуществляется.

Эмоции и образ жизни.

Генетически, несомненно, эмоции были первоначально связаны с инстинктами и влечениями. Связь эта сохраняется, но неправильно отождествлять чувства человека исключительно с инстинктивными реакциями и примитивными влечениями. Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития - от примитивной, чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам человека. Чувства человека – это чувства исторического человека. У человека эмоции связаны с основными формами общественно - исторического существования- образа жизни человека и основными направлениями его деятельности.

Чувства человека - самое яркое выражение «природы, ставшей человеком», и с этим связано то волнующее обаяние, которое исходит от всякого подлинного чувства. Говоря о «природе, ставшей человеком», Сергей Леонидович цитирует положение из «Экономическо - философских рукописей 1844 года» К.Маркса.

Тема эмоций для времени, в котором жил и трудился Рубинштейн - это весьма смелая тема, т.к. в ней он касается различных чувств, в т.ч. таких, которых советский человек должен стесняться, скрывать. Здесь важно, что Сергей Леонидович уделил внимание трудам З.Фрейда, хотя акцент оставил на социально- полезных чувствах и эмоциях, поддерживаемых временем и партией. В то же эмоций - понятие сложное, неуловимое, иногда необъяснимое даже для самого человека, затрагивающее его природное естество, структуру бессознательного, поэтому они сродни стихиям. Под стихией в средовом подходе понимается внешне не организованная, ничем не сдерживаемая (хотя, возможно, и управляемая) сила, действующая в природной и общественной среде в виде какого-либо движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, захватывающих импульсов, возбуждающих вибраций и пр. В настоящее время теме эмоций уделяется огромное внимание, т.к. в молодежной среде имеет место быть гедонистическое мировоззрение- мировоззрение, основывающееся на получении удовольствия, причем формы достижения удовольствия могут быть как безопасные, так и опасные для жизни и здоровья человека. Здесь можно продолжить рассуждение, говоря о том, что ярко переживаемые эмоции рождаются из неуправляемых и завораживающих человека стихий.

Интересно также то, что Рубинштейн сопоставляет эмоциональный мир человека с историческими формами существования, под которыми понимает образ жизни и направления деятельности. «Чувства человека – это чувства исторического человека. У человека эмоции связаны с основными формами общественно - исторического существования- образа жизни человека и основными направлениями его деятельности.» В средовом подходе образ жизни - это способ бытия, способ жизнедеятельности, способ существования в деятельности, т.е. налицо взаимосвязь трактовок, правда у Рубинштейна отправной точкой в данном случае является роль исторического, роль времени в формировании типизированного образа жизни человека.

Установки и тенденции.

Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения себя и своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Это объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Таким образом, испытываемая человеком нужда в чем - то, лежащим вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Личность - это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него.

Здесь Рубинштейном подчеркивается взаимосвязь и взаимозависимость человека и среды, которая его окружает. Понятие среды заменено на «окружающий мир». Человек, рождаясь, старается удовлетворить собственные потребности, а сделать это он может только с помощью среды и субъективных и объективных ее составляющих. И эта связь сопутствует человеку всю жизнь.

Таким образом, анализируя труды Сергея Леонидовича Рубинштейна, можно сделать следующий вывод для будущего развития средового подхода в современном образовании:

- среда как базовое понятие средового подхода должна учитывать природу психического, роль сознания и мышления личности, потому что «для психического развития человека существенно, что он рождается с человеческим мозгом, что, появляясь на свет, он приносит с собой это, полученное от предков, наследство, которое открывает ему широкие возможности для человеческого развития.»

Подытоживая сказанное, важно отметить, что Рубинштейн помог отечественной психологии сделать огромный скачок в понимании психики человека, роли мышления, сознания в деятельности и жизненном пути личности. Он способствовал созданию науки психологии как серьезной, глубинной отрасли философии. В теории Сергея Леонидовича внешние условия и составляющие всегда производные сознания, мышления. Во главу своих рассуждений он ставит роль психического, внутренних противоречий, мыслительных актов сознания, тем самым подготавливая почву для будущего серьезного восприятия и осознания среды как базового и движущего фактора развития личности в конце 20 века и в 21 веке.

Соловьева Екатерина Викторовна,

руководитель Центра развития инновационных программ и технологий ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

satl1998@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: