Правовой риск в сфере государственного регулирования инновационной экономики




Стихийное развитие общественных связей, отсутствие стабильности и усложнение общественных институтов, использование опасных производственных технологий, катастрофы различного характера и природы, ошибки и упущения в ходе принятия различных управленческих и правовых решений, кризисные явления в экономике и мировом порядке, а также множество других факторов определяют актуальность темы риска в праве. Не существует такой деятельности, которая не была бы сопряжена с риском. Анализируя все великое множество социальных регуляторов, как социальных, экономических, политических, так и морально-нравственных, психологических, религиозных, следует выделить право, как ключевой инструмент системного регулирования общественных отношений, играющее важную роль в управлении риском. Но в то же время, само право также подвержено разнообразным факторам риска. В настоящее время особую значимость приобретают вопросы, связанные с риском законотворческой и правореализационной деятельности, а также поиск путей минимизации подобных последствий.

В общественной и государственной жизни, в деятельности организаций и людей приходится принимать множество решений. Они принимают форму ответов, прогнозов, программ, концепций, стратегий, различных нормативно-правовых актов. Все вышеперечисленные мероприятия направлены на реализацию конкретных целей и задач в, так скажем, «идеальных» условиях окружающей действительности, но жизнь вносит свои поправки и изменения, провоцируя отклонения и сбои, порождающие неожиданные последствия, влекущие ущерб и риск, которые следует предвидеть и предотвращать.

Анализируя динамику увеличения числа правовых норм, отметим, что большинство из них регламентируют именно рисковые отношения. В условиях рыночной экономики и перехода на «умный» способ организации хозяйственной деятельности развиваются инновационные процессы, реализуются различные проекты, разрабатываются стратегии и концепции социально-экономического, научно-технического развития, экологической и национальной безопасности. Таким образом, концептуальные и прикладные решения обретают форму нормативно-правовых актов, имеющих рисковую природу даже на стадии формирования понятийного аппарата.

Важнейшей задачей нашей страны в условиях различных санкций и проблем импортозамещения является поступательное развитие и переход к инновационной экономике, требующий скоординированных, обоснованных действий Правительства, всех его структур и министерств, а также региональных органов власти и органов местного самоуправления, бизнеса и населения в целом. С учетом временных ограничений, имеющихся материальных, технических, трудовых и прочих ресурсов должна быть четко обоснована потребность, последовательность действий и определен планируемый результат [3]. При решении проблем российской экономики необходима аргументация и четкое обоснование планируемых и реализуемых действий, однако в реальности, часто принимающиеся решения (а также нормативно-правовые акты) противоречат друг другу.

В ходе государственного регулирования экономики на настоящем ответственном периоде важным является и налоговая политика, и межбюджетные отношения, и действия правительства в отношении отдельных отраслей экономики, а также соответствие и единонаправленность документов и нормативно-правовых актов, регламентирующих эти отношения. Риск, являясь спутником всех сложных процессов, представляется как вероятное наступление события и совершения действий, влекущих негативные последствия для реализации правового решения и могущее причинить ущерб регулируемой им сфере [4]. Правовой риск характеризуется причинной зависимостью между нормативной моделью и реальностью.

Говоря о границах вмешательства государства в экономику необходимо учитывать плюрализм мнений в данном вопросе для разработки наиболее адекватного механизма. Существующие подходы изменяются от абсолютного монополизма со стороны государственной власти до полного экономического либерализма. Но, тем не менее, вне зависимости от преобладающей концепции, государство несет ответственность за национальное положение экономики в стране и его развитие. Таким образом, правовая политика в сфере инноваций, а также экономическое правосудие определяется необходимостью общетеоретического обоснования концепций и стратегий развития территории, поиска инструментария целенаправленного воздействия на инновационную деятельность. На протяжении последнего десятилетия правительством разработано и принято большое количество официальных документов, направленных на практическую деятельность, в которых отражена необходимость инновационного развития отечественной экономики, поскольку постоянные преобразования в жизни страны требуют адекватной нормативной базы. Однако систематизация и анализ нормативно-правовых актов в области регулирования науки и промышленности Российской Федерации, а также стратегий социально-экономического развития позволяет сделать вывод о слабой связи, отсутствии координации между ними. Различия в понятийном аппарате, абстрактно сформулированные цели, отсутствие четких задач и плана реализации даже для смежных сфер науки или промышленности становятся причиной их неисполнения [1]. Таким образом, мы можем говорить о нескольких категориях риска, возникающих в данных условиях: это ошибки в административных преобразованиях, риски, проявляющиеся в ходе подготовки, принятия и исполнения подзаконных актов, а также коррупциогенные факторы, характеризующие любую сферу государственного управления.

Анализируя природу данного риска, можно обратиться к дуалистической концепции, объединяющей объективные и субъективные подходы [2]. В рамках данной теории риск связан с выбором некой альтернативы, расчетом вероятности исхода выбора, поскольку субъекты общественных отношений по-разному воспринимают ту или иную величину риска. Однако, риск объективен, поскольку имеет количественно-качественное выражение. Таким образом, объективный риск реализуется через потенциальные убытки и потери экономики в целом, а субъективный – это предвидение (прогнозы) возможных отрицательных последствий всех действий.

Безусловно, нормативно-правовое обеспечение науки, промышленности, социально-экономического развития имеет ключевое значение для устойчивого развития российской экономики. И ее конкурентоспособность зависит от возможности государства создать такую законодательную базу, которая будет способствовать непрерывному процессу инновационного развития.

Список литературы:

1. Балашова Е.С., Гнездилова О.И. Совершенствование нормативно-правового обеспечения науки и промышленности как определяющее условие реализации инновационного сценария развития России / Е.С. Балашова, О.И. Гнездилова // Вестник Пермского университета. Экономика. – 2017. – № 2, том 12. – С. 263-278.

2. Рождественская Т.Э. Правовой механизм реализации Базельских принципов банковского надзора в Российской Федерации: монография / Т.Э. Рождественская. – М., 2011. – 204 с.

3. Ряховская А.Н. Государственное регулирование экономики: риски и перспективы / А.Н. Ряховская // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – № 1 (21). – С. 31-36.

4. Тихомиров Ю.А. Риск в праве: природа и причины / Ю.А. Тихомиров // Право и современные государства. – 2016. – № 6. – С. 9-19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: