ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
*Период. *Мероприятие. *Ответственный 1 этап – подготовительный. *Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов по теме проекта. *Создание презентации. *Сбор материала для изготовления музыкальных инструментов. *Информирование родителей по теме проекта: оформление наглядной информации на сайте детского сада. *Работа с детьми на музыкальных занятиях: Беседа об истории появления народных шумовых инструментов, их изготовлении, звучании.
В результате формулируется проблема проекта, сюжетная игровая ситуация, цель и задачи.
1 этап - Музыкальный руководитель проводит вводное музыкальное занятие по определению у детей знаний о музыкальных и шумовых звуках. Музыкальный руководитель и воспитатели создают условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: группы детей; распределяет роли, ответственность; планирование детской деятельности по решению задач проекта.
2 этап – основной, организационно-практический.
На музыкальных занятиях при помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
Образовательная деятельность «Наш оркестр».
Опытническая деятельность «Звуки разные нужны, звуки разные важны».
3 этап – Организация выставки - музея шумовых инструментов, проведение итогового занятия для детей с участием родителей «Музей инструментов народа коми», на котором подводятся итоги.
Тема: «Старинные шумовые инструменты народа коми».
Цель: Знакомство с историей инструментов, их звучанием.
Занятие 1.
Ход занятия.
М. рук. Сегодня мы с вами заведем разговор о старинных музыкально – шумовых инструментах народа коми.
|
Инструменты появились вначале не для развлечения, а как предметы хозяйства. Что – то использовалось в рыболовном деле, что – то для охоты. Шумящие и звенящие предметы применялись для отпугивания диких зверей от пасущихся на лугах домашних животных, для сбора людей на игры, свадьбу.
Как – то раз, в один из праздников, собрались люди в одном из домов. Стали веселиться. Кто – то заиграл на гармошке (гудок); кто – то на деревянных ложках (пу пань). А кто - то пел веселую коми песню «Шондибан». И вот хозяин дома снял с гвоздя приготовленную для рыбалки связку с маленькими дощечками. Их он собирался было привязать к краю рыболовной сети, но еще не успел. Стал ударять дощечками друг об друга под музыку. И очень понравилось ему и всем звучание этих дощечек. Долго они пели и веселились. Назвали этот шумовой инструмент «Ворсан табъяс». Давайте и мы послушаем их звучание, а я спою про него, да и про другие инструменты куплеты. (Сборник песен Г. Попова, стр. 20).
Слушание песни. Повторение названия «Ворсан табъяс».
Занятие 2.
Тема: «Старинные шумовые инструменты народа коми».
Цель: Знакомство с историей инструментов, их звучанием. («Шур - шар»).
Догадайтесь, ребята, о каком инструменте я вам расскажу частушкой.
«Кыдз пу йогысь лэчид пуртон
Батьо вундис мича дар.
Сэсся сюмод торйысь вочис
Ворсны миянлы «шур шар».
Раньше у детей игрушек не было, ни машин, ни кукол, как сейчас, ни таких дудочек, барабанов. Игрушки детям мастерили родители.
Так и «шур – шар» появился.
У маленьких Оксиньи и Захара отец с утра ходил в лес и принес много березовой коры. Из нее он делал посуду для хозяйства, туески. Мастер он был на все руки. Вот и для Оксиньи сделал он маленький туесок.
|
- На, - говорит, - будешь в него землянику собирать.
Захар пил чай с сухарями, а Окся кружилась и прыгала радостно, держа туесок. Захар положил в туесок сухарик, чтобы он не был пустым. Девочка прыгает, а сухарик шуршит «шур – шар», «шур – шар». Да вот беда! Упала Окся, уронила туесок, а с ним и сухарик. Расстроилась… А папа говорит:
- Не горюй. Сделаю я тебе закрытую коробочку из березовой коры, ничего не выпадет. И сделал очень красивую игрушку «шур – шар».
До сих пор дети любят играть на «шур – шаре».
(Повторить частушку).
Песни, которые я спела, сочинил коми композитор Геннадий Иванович Попов.
На прошлом занятии мы разучивали другую его песню, какую?
Дети. «Гажа тулыс».
Муз. рук. Продолжим разучивать текст песни. (Повторить текст 1 куплета в умеренном темпе, повторить трудные в произношении слова отдельно; спеть мелодию на слог «ля»; с сопровождением исполнить 1 куплет; исполнить по фразам 2 куплет без сопровождения).
Муз. рук. Инструменты «шур – шар» и «ворсан табъяс», а так – же другие шумовые инструменты, широко используются в оркестрах
народных инструментов, в ансамбле «Си гудок», «Асъя кыа» (показ иллюстраций). И мы с вами обыграем этими инструментами
коми народную музыку, отгадайте по интонации, какую. (Играю интонацию).
Дети. «Козйо – козйо».
«Оркестр».
Занятие 2.
Тема: «Старинные шумовые инструменты народа коми».
Цель: Знакомство с историей инструментов, их звучанием. («Сера палич» и «нянь тольоб»).
|
Ход занятия:
«Коми хоровод» - закрепить перестроения.
Муз. рук. Ребята, о чем мы говорили на прошлом занятии?
Ответы.
Муз. рук. С какими инструментами мы познакомились?
(Если не смогут назвать, попросить показать).
Муз. рук. Давайте, назовем их.
(Ворсан табъяс, «шур – шар»).
Муз. рук. Послушаем, как они звучат. (Слушают, играя, передают по цепочке друг другу).
А теперь поиграем на них. Оркестр.
Муз. рук. Я уже рассказывала вам, как в деревнях устраивались посиделки. Парни и девушки собирались у какой – нибудь одинокой женщины, чтобы коротать время. Родители давали им занятия: кому – то шить, кому – то прясть, вязать, сапоги чинить, валенки подшивать. Заходили они в избу, раскладывали свою работу, пили чай с шаньгами, беседовали, кто – то запевал песню, то грустную, то веселую. Пели, плясали, подыгрывали гармонисту.
Один парнишка увидел гладильную доску, по коми она называется «сера палич» - «ребристая доска». Пальцами на ней не поиграешь, можешь пораниться.
А чем – нибудь по ней провести можно.
Хозяйка предложила нянь телеб взять, предмет кухонный, им размешивают тесто. Звук стал громкий, четкий. Ноги у всех так и пустились в пляс. А потом – за работу. Все расселись, и занялись своими делами, разговаривали, шутили. Уже поздно вечером шли по домам, унося с собой подшитые валенки, сапоги, сшитую одежду, вязку. Повторим, ребята, названия инструментов.
Дети. «Сера палич», «нянь телеб».
Слушание частушки про этот инструмент.
Игра «Чей кружок быстрее соберется». (Ведущий держит в руке любой из этих инструментов).
Занятие 3.
Цель. Продолжить знакомство с инструментами коми народа.
Закрепить знания о знакомых инструментах.
Ход занятия:
Муз. рук. На прошлых занятиях мы с вами говорили о… (ответы детей).
Да, об инструментах коми народа. Напомните мне их названия…
(Ответы).
Муз. рук. Как их использовали в быту? (Ответы).
Угадайте их по звучанию. (Определяют на слух, что звучит. Наряду со знакомыми инструментами дать послушать «пу барабан», «сярган», «тотшкодчан»).
Муз. рук. Не все инструменты удалось узнать? А знаете, почему?
Потому, что нам только еще предстоит с ними познакомиться.
Это – «пу барабан», или «деревянный барабан» - дощечка из елки, закругленная в верхней части (показ). Ремешок перекидывается через плечо и шею, носится на бедре. По нему ударяют двумя березовыми или ивовыми палочками. Носил его пастух. Рано утром шел он по улицам и ударял в барабан. Это был сигнал хозяйкам о том, что пора выпускать скотину на луга. А еще в него ударяли, чтобы отогнать от пасущихся коров медведей, бродивших в ближних лесах.
А это – «сярган» - «круговая трещетка». «Сярган» придумали для устрашения лошадей, забравшихся на посевы.
(Показ инструмента).
У него – деревянная рамка, ребристый валик, рукоятка и скользящий по ребристому валику деревянный язычок. Вот, как он звучит.
(Слушание звучания, а затем исполнить второй куплет песни о нем).
«Тотшкодчан» - колотушка – коробочка из березы, осины или елки.
Внутри к рукоятке привязан шарик, который, при встряхивании инструмента, ударялся об стенки коробочки и издавал звук.
«Тотшкодчан» нужна была для сбора людей на обед, когда они дружно, бригадой, работали где – либо. А по ночам мужики, которых назначали сторожить, охранять деревню, ходили по улицам, постукивая колотушкой.
Повторим названия инструментов.
Повторить слова песни «Миян коми ворсанъяс».
Занятие 4.
Цель. Продолжить знакомство с инструментами коми народа
«Зиль – зель» и «тутш – тотш».
Закрепить знания о знакомых инструментах.
Ход занятия:
Музыкальное приветствие.
Муз. рук. (поет по трезвучию). Здравствуйте, ребята.
Дети. Здра –вствуй – те.
Муз. рук. Здравствуйте, девочки.
Девочки. Здра –вствуй – те.
Муз. рук. Здравствуйте, мальчики.
Мальчики. Здра –вствуй – те.
Муз. рук. Я вижу, что у вас отличное настроение. Предлагаю вам отправиться в лес.
Дети идут за муз. рук. хороводным шагом, выполняя различные перестроения. Звучит коми песня «Маръя моль».
Муз. рук. Ну вот и пришли мы в лес. Давайте вдохнем ароматный лесной воздух.
Проводится дыхательное упражнение.
Муз. рук. Лес наполнен разными звуками. Давайте, послушаем.
Слушание шумов леса беседа с детьми о том, какие звуки они слышат.
Муз. рук. Вы слышите, ребята, этот звук? (Слышен стук дятла).
Дети. Это стучит дятел.
Муз. рук. А теперь прислушайтесь к этим звукам. (Слышится журчание ручья).
Дети. Это ручеек журчит.
Муз. рук. Молодцы, правильно определили звуки. Вам нравится слушать лесные шумы? А почему?
Дети. На душе становится спокойно. Звуки негромкие, приятные.
Муз. рук. Наверное, так же слушал звуки леса и какой – нибудь мастер,
делающий шумовые инструменты. Услышав шум ручья, он смастерил инструмент «зиль – зель». Посмотрите, вот он. (Знакомство с внешним видом и звучанием инструмента. Поиграть передавая по кругу).
Муз. рук. Чтобы так звонко звучал«зиль – зель», мастер вырезал эти сосульки из еловых веток. Елка не только в Новый год нас веселит, но и умеет в руках мастера петь нежным голосом. А это – «тутш – тотш».
(Играет, подражая стуку дятла). Узнаете этот звук?
Дети. Так дятел стучит по дереву.
Муз. рук. Ребята, назовите инструменты, с которыми мы знакомились на прошлых музыкальных занятиях.
Дети. «Ворсан табъяс», «пу пань», «сера палич», «нянь тольоб», «пу барабан», «Тотшкодчан», «сярган»,.
Муз. рук. Подумайте, чем они отличаются о инструментов «зиль – зель» и «тутш – тотш».
Муз. рук. Вспомните, для чего они служили? (Ответы). Да, конечно. Инструменты, с которыми мы знакомились на прошлых музыкальных занятиях, использовались сначала в хозяйстве. А инструменты «зиль – зель» и «тутш – тотш» родились не для хозяйственных нужд, не как предметы быта. Они своим звучанием напоминают звуки природы. Ну, что, пора возвращаться в детский сад.
С хороводной коми песней возвращаемся в садик.