Формирование и использование информационных ресурсов – одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций.
Решение проблем использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность и целесообразность создания и эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень информатизации общества. Обеспечение на основе современных технологий доступа к информации для всех слоев общества, для всех граждан и организаций признается ключевой задачей информатизации и построения информационного общества, как на международном, так и на национальном уровне.
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются:
· межгосударственные;
· государственные;
· негосударственные (в том числе коммерческие);
· смешанной собственности.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, которые в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Как показывает международная практика, негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях
|
К государственным информационным ресурсам относятся:
· ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
· ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
К приоритетным государственным информационным ресурсам можно отнести:
· правовую информацию, связанную с построением правового государства;
· информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
· информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
· открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
|
· информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении задач социально-экономического развития.
Можно выделить следующие основные направления государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов:
· формирование и защита информационных ресурсов;
· обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
· создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
· содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
· развитие законодательства в сфере информационных процессов.. В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать предоставлению негосударственным структурам возможности доступa к государственным информационным ресурсам в установленном порядке, доступу граждан и организаций к негосударственным информационным ресурсам, расширению сферы платных информационных услуг.
|
Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.
Государственная политика информатизации в РФ - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного общества являются:
ü увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
ü возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
ü создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Глобальная информационная инфраструктура – информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. Информатика является неотъемлемой частью инфраструктуры и информатизации общества.
Практическая часть