«Преобразователь жизненной ситуации» отличается разнообразием жизненных целей, ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию в различных жизненных сферах (семья, работа, учеба), в том числе в сфере своего внутреннего мира, желанием понять свое предназначение и максимально его реализовать. Преобразователя отличает стремление к осознанному пониманию ценности развития. Особенно его характеризует обращенность к радостному опыту прошлого. Это человек, особенно увлеченный профессиональной деятельностью, «преобразующий» себя, прежде всего, в этой сфере. Больше, чем для других, для него значат переезды, поездки, путешествия, позволяющие реализовать стремление к изменениям.
В трудных ситуациях он стремится проявить активность в решении проблемы, понять свою роль и приспособиться к ситуации. Избегает контактов, не идет на конфликт. Осознает благотворное воздействие природы. Сон не является для него эффективной стратегией.
В ситуациях, приносящих удовлетворение, думает о себе лучше, чем раньше, приписывая причины успеха себе, позволяет себе расслабиться и «почивать на лаврах». В радости профессиональным делам уделяет мало внимания.
«Гармонизатор жизненной ситуации» открыт жизненному опыту, отличается разнообразием жизненных целей (семья, работа, воспитание будущего поколения, достижение профессионализма, принесение пользы людям, поиски гармонии, совершенства) и выраженным стремлением к самосовершенствованию. Совершенствуется «гармонизатор жизненной ситуации» в различных формах освоения человеческой культуры (чтение, музыка, посещение театра, религиозный опыт, освоение традиций истории), а также во «внутренней» работе над собой (размышления о жизни, анализ своих поступков, стремление стать добрее, научиться прощать и любить). Его отличает понимание того, что негативные жизненные моменты являются источником личностного развития, и извлечение уроков из своих промахов придает человеку силы, толчок к развитию. Особенностью «гармонизатора жизненной ситуации» является выраженность мотивов нравственного, духовного совершенствования, поскольку для него многое значат собственный внутренний мир и возможности его совершенствования, склонность к самоанализу и сосредоточенность на грустном жизненном опыте и его осмыслении.
В трудных ситуациях «гармонизатор жизненной ситуации» грустит, уходит в себя, испытывает чувство вины и гнев. Стремится к активному решению проблемы, но не склонен приспосабливаться к ситуации. Его активность проявляется в занятиях творчеством, в фантазиях и философствовании, обращению к религиозному опыту. Большое значение придает сну.
В ситуациях, приносящих удовлетворение, повышается самооценка (либо понижается, в случае угрызений совести). Более, чем представители других типов, склонен анализировать ситуацию, размышлять. В этот период у него активизируется творческий потенциал, фантазии.
«Пользователь жизненной ситуации» – человек действия, ориентированный на достижение жизненного успеха, с трезвым взглядом на жизнь, определенной прагматичностью. Его жизненные цели очень конкретны (работа в первую очередь, карьера, общение, семья, ребенок).
Хотя представители этого типа и осознают ценность самосовершенствования для общества, сами занимаются самосовершенствованием меньше, чем два предыдущих типа, а если и занимаются, то с целью получить из этого практическую пользу (в процессе учебы на ошибках или беря пример с других). Данный тип отличается более узким кругом значимых переживаний. Он мало обращает внимания на свое здоровье и свой внутренний мир, не склонен к «самокопанию».
В трудных жизненных ситуациях он стремится приспособиться к людям, но достаточно поверхностно. Трудности влияют на изменения в его деятельности: происходит либо ее активизация, либо прекращение. В этот период у него возможны вспышки гнева и тревоги, без глубоких размышлений, а также поиск заботы и поддержки у других. Он довольно равнодушен к природе, чего нельзя сказать о еде.
В ситуациях, приносящих удовлетворение, приписывает причины успеха себе, переключается на другие занятия. В отличие от других типов, в радости не забывает о работе, обдумывает свои достижения, повышающие его самооценку, планирует дальнейшие; в стремлении приспособиться к людям терпит неудачу, возможно, поэтому уходит от контактов.
«Потребитель жизненной ситуации» отличается от других типов тем, что жизненные цели у него либо отсутствуют, либо обобщенно-прагматичны. Для него характерно хорошо приспосабливаться к условиям существования, в том числе в проблемных ситуациях. Представители данного типа самосовершенствованием почти не занимаются и / или не считают нужным заниматься. Для них более важным является радостный жизненный опыт.
В трудных жизненных ситуациях«потребитель жизненной ситуации» склонен уходить в мир фантазий и сновидений. В эти периоды для него характерны грусть, стремление переключиться на доступные виды деятельности, приспособиться к ситуации, попытки найти сочувствие и заботу у других.
Рекомендуемая литература:
1. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2002. – 334 с.
2. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384 с.
3. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация М., 1999.
Приложение
Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой
в ст е новые значения
Шкалы методики «Опросник субъект-объектных ориентаций» | Ст е новые значения | |||||||||
1. Трансситуационная изменчивость (Ои) | ||||||||||
2. Трансситуационный локус контроля (Ол) | ||||||||||
3. Трансситуационная направленность освоения мира (Оо) | ||||||||||
4. Трансситуационная подвижность (Оп) | ||||||||||
5. Трансситуационное творчество (От) | 0-2 | 10-21 | ||||||||
6. Общий показатель субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (О) | 0-2 | 3-4 | 6-7 | 10-11 | 13-14 | 15-21 |