Реферат
Палладианский ордер - Палаццо делла Раджоне. Особенности, система пропорций, роль в архитектуре.
Выполнили: Бармутина А.Е., 211 гр.
Сорокина А.С., 211 гр.
Проверил: Кузнецов А.А.
Новосибирск 2018
Содержание
1. Введение. Палладианство и Андреа Палладио
2. Палладианский ордер. Особенности и система пропроций
3. Палладианский ордер на примере Палаццо делла Раджоне
4. Заключение. Роль Андреа Палладио в архитектуре
5.
Введение. Палладианство и Андреа Палладио
ПАЛЛАДИАНСТВО - направление в архитектуре классицизма XVII - первой трети XIX веков, также в неоклассицизме первой половины XX века, развивавшее принципы творчества А. Палладио, великий итальянский архитектор позднего Возрождения, маньеризма и ранней формы классицизма.
В основе стиля Палладиевой архитектуры лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Настоящее имя скульптора – Андреа ди Пьетро делла Гондола. Он родился в 1509 г. в Падуе в семье мельника. Он обучался архитектуре у разных мастеров: сначала в родной Падуе, а затем в Виченце. Этот город также находится в итальянской области Венеция и известен как город Андреа Палладио, который создал здесь много архитектурных сооружений, образующих с 1994 г. памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «виллы Андреа Палладио».
С 1558 г. архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 г. получил титул «виднейшего гражданина Венеции».
В широком распространении идей Палладио большую роль сыграл его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 год), который продолжает идеи римского инженера-теоретика Витрувия и его последователя в XV веке Леона Баттисты Альберти. В творчестве Палладио его последователи ценили прежде всего ясность, компактность и завершённость планировки, строгую упорядоченность, сдержанность, отказ от избыточной декорации. Конструкцию фасадов Палладио разрабатывал по примеру древнеримских храмов. Влияние храмов, в плане обычно имеющих форму креста, позже стало его визитной карточкой.
Палладианский ордер. Особенности и система пропорций
Существует всего пять ордеров, которые служили древним, а именно:
тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный. Они располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройке. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным.
Города неспроста покорялись Палладио – он был царем урбанистического пространства, умудряясь в малых масштабах делать плоскость стены объемной, что способствовало требованиям функциональной планировки.
Из античности Палладио извлек в городскую современность ордерную архитектуру с портиками, фронтонами, идеальной симметрией. Появилось понятие «палладианский ордер», или «колоссальный ордер», охватывающий сразу 2 или 3 этажа, в результате чего образуется воздушный фасад, который дарит зданию глубокий объем даже в том случае, когда портики не выступают из плоскости стены.
В творчестве Палладио столько же вариантов различных ордеров и ордерных систем, сколько семечек в подсолнухе. Подтверждает свою современность идея стены как пластической доминанты, ставшая нынче философией больших городов. Все детали фасада – колонны, колонные и балконные портики – не являются самостоятельными формами опоры, они лишь часть стены и призваны подчеркнуть ее монолитность, телесность и объем. Стена утверждается в своем архитектурном первородстве даже в каркасной композиции: вертикали колонн здесь не замещают стены, а, напротив, придают ей пластичность, художественно насыщают ее. Балконы служат и для членения структуры по горизонтали, и для пластического насыщения фасадной плоскости.
Особенно этот принцип иллюстрирует палаццо Кьерикати, которая постулирует стену в качестве носителя художественного замысла, но еще сильнее раздвигает возможности фасада быть объемным. Дворец является образцом фасада-галереи – нового типа архитектуры Возрождения. Галерея колонн палаццо Кьерикати позже воплотится в восточной колоннаде Лувра и еще во множестве дворцов по всему миру.
Палладио превращает ордер в горизонтальную ленту которая выделяется из фасада, отрезает цоколь от стены и, включая аркады или балконы, приобретает функцию горизонтального членения дома. Этот равновесный принцип подчеркивает перспективы улиц и гармонию ансамблей исторических районов Санкт-Петербурга.