СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ




Полнота выражения мысли в связной речи нуждается иногда не в одном предложении, а в нескольких, объединённых друг с другом единством содержания и структурной организации.

Структурно-смысловые объединения предложений связного текста монологической речи называют сложными синтаксическими целыми, сверхфразовыми единствами, прозаическими строфами. Наиболее распространённым является термин «сложное синтаксическое целое».

Сложное синтаксическое целое (с.с.ц.) – это сочетание нескольких предложений, объединённых общей темой и структурными средствами связи. Сложное синтаксическое целое – это единица монологической речи, вычленяемая из текста.

В сложном синтаксическом целом наблюдается относительная завершённость темы, которая называется микротемой.

К структурным средствам организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых относятся: союзы в присоединительном значении; личные местоимения 3 лица, указательные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, которые в последующих предложениях указывают на ранее обозначенные предметы, лица, качества, а также на содержание предыдущих предложений; модальные слова; порядок слов; соотнесённость видо-временных форм глаголов-сказуемых (главных членов); возможная неполнота отдельных предложений.

Сложные синтаксические целые обычно построены по модели: зачин – развитие темы – концовка.

В роли зачина, как правило, выступает первое предложение (или часть предложения). Оно обозначает тему, которая раскрывается в последующих предложениях, связанных друг с другом цепной или параллельной связью. В структурном отношении зачин обладает наибольшей степенью самостоятельности, например:

Служил на Кавказе офицером один барин (Л.Н. Толстой); Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (А.С. Пушкин); Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие (Н.В. Гоголь).

Концовка завершает сложное синтаксическое целое. В ней может использоваться союз и в заключающем или присоединительном значении, а также союзы а, но, да. Завершать сложное синтаксическое целое могут также восклицательные или вопросительные предложения, вводные слова, прямая речь и т.д.

Интонация сложных синтаксических целых характеризуется относительно равномерным понижением голоса в конце каждого предложения, относительно одинаковыми паузами между предложениями, значительным понижением тона и большой паузой в конце сложного синтаксического целого.

Примеры:

1. Буря бушевала над Петербургом, как возвращённая молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал чёрными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (К. Паустовский).

Все предложения описывают одновременно происходящие события и объединены общей микротемой «Буря над Петербургом». Каждое предложение лексически самостоятельно. Объединяющим началом отдельных предложений является смысловое единство – соотношение общего (Буря бушевала) и частного (Нева вспухала и переливалась, люди пробегали, ветер хлопал и т.д.) в описании картины.

К структурным средствам связи предложений относятся:

- параллелизм строения предложений: двусоставность, одинаковый порядок расположения главных членов: буря бушевала, дождь хлестал, Нева вспухала и переливалась, люди пробегали, ветер хлопал, свет убывал, разгорался, ветер вздувал;

- совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых: бушевала, хлестал, вспухала, переливалась, пробегали, хлопал, убывал, разгорался, вздувал – формы несовершенного вида, прошедшего времени.

2. Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и тёплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз (К. Паустовский).

В приведённом отрезке текста три самостоятельных предложения, которые объединены общей для них микротемой «Приход весны»: в первом предложении сообщается о приходе весны, в последующих говорится о признаках её появления.

Структурными средствами связи предложений являются:

- личное местоимение 3 лица она во втором предложении заменяет употреблённое в первом предложении существительное весна. Второе предложение без первого неконкретно, т.к. местоимение она может указывать на широкий круг предметов, явлений;

- повторяется форма одного слова (утром, утро);

- указательное местоимение это (утро) в третьем предложении указывает на утро, о котором речь шла ранее. Последнее предложение неопределённо без предыдущих, т.к. без них неясно, каким было это утро;

- порядок следования главных членов прямой и обратный (весна пришла, появилась она, капля заискрилась);

- единый модально-временной план предложений, т.к. все глаголы-сказуемые употреблены в форме совершенного вида, прошедшего времени (пришла, появилась, заискрилась);

- союз и в третьем предложении употреблён в присоединительном значении.

3. Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу. Трудно было бы сказать, о чём она думала и в состоянии ли она вообще о чём-нибудь думать. Впрочем, этим никто не интересовался. Поднималась она раньше всех в доме и этим досаждала прислуге. Потом шла к заутрене – досаждала дворнику; потом приходила из церкви прямо к чаю и досаждала решительно всем, потому что всякому до себя, а эта старуха только мешается. Одним словом, в богатом доме ей не было места, и она это чувствовала (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Все предложения объединены общей микротемой «Ненужность Марьи Андреевны» и последовательно раскрывают её. Зачином является первое предложение, концовкой, в которой заключён вывод, - последнее предложение.

К структурным средствам связи предложений относятся:

- личное местоимение 3 лица она во 2,4,6 предложениях и форма Дательного падежа ей в 6 предложении замещают ранее употреблённые в первом предложении существительные Марья Андреевна;

- формы указательного местоимения этим, эта, это в 3,4,5,6 предложениях указывают на содержание предыдущих предложений или их частей;

- в большинстве предложений наблюдается прямой порядок следования главных членов (Марья Андреевна сидела, она думала, никто не интересовался и т.д.);

- видо-временные формы глаголов-сказуемых совпадают – формы несовершенного вида, прошедшего времени (сидела, смотрела, думала, не интересовался и др.), исключение составляет форма настоящего времени мешается;

- лексический повтор (потом, досаждала);

- в пятом предложении части построены по типу неполных контекстуальных предложений, подлежащее Марья Андреевна (или она) восполняется из предыдущих предложений;

- в 3 и 6 предложениях употреблены вводные слова, указывающие на связь мыслей и способы их оформления (впрочем, одним словом).

 

Сложное синтаксическое целое не имеет определённой количественной характеристики (размер, число предложений и пр.), его чёткие границы не всегда можно установить в тексте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: