К трём годам формируется самосознание личности. 5 звеньев самосознания (по Мухиной). Структура неизменна, изменяется содержание.
Звенья самосознания:
1. Имя (и телесное Я). Кристалл личности. Ребёнок его осознаёт, но в начале он не понимает множественность своего имени. Только к 3-м годам он начинает это осознавать, его имя не единично, по разному произносится (с разной интонацией, смыслом и т.п.) Появление местоимения Я свидетельствует о формировании самосознания.
2. Притязание на признание. К трём годам появляется гордость за свои достижения. Это важно, так как это основа будущего самоуважения и основа волевых усилий (я могу).
Открытость притязаний на признание (просит похвалу, хвалит сам себя), к 4,5 годам она сойдёт на нет.
Тут же происходит формирование чувство стыда.
Ощущение всемогущества. Это основа будущей веры в себя, основа любви и признания себя.
3. Половая идентификация. В раннем возрасте формируется половое сознание и дифференцируются игрушки. К трём годам ребенок осознаёт постоянство своего пола, а так же формируются определённые стереотипы поведения в соответствии со своим полом.
4. Психологическое время личности. Процесс протекания времени дети наблюдают через своё быстрое изменение в внешности. К трём годам он начинает понимать, что определённому возрасту соответствуют определённые внешние изменения.
5. Психологическое пространство личности. Права и обязанности. Право на хотение. Рекомендация: следует уменьшить число запретов до минимума, но требовать строжайшего их выполнения. Право на маму и папу, чувство собственности на родителей (с точки зрения Фрейда она переводит на следующую фазу).
Оптимальные взаимоотношения родителей и ребёнка в раннем возрасте:
|
1) Мама должна оставаться доступной для ребенка, но не навязываться ему.
2) Мать должна строить свои отношения с ребенком без подсознательной агрессивной окраски.
3) Ребёнок должен видеть наличие позитивных либидозных отношений между родителями. Это дает ребенку представление о том, что есть не только симбиозные отношения. Если же они ссорятся и дерутся, у него в дальнейшем произойдёт конфликт лояльности (когда он должен выбрать между родителями, в норме такого не должно быть)
4) Отец должен быть не только доступен ребенку физически, но и эмоционально (эмоциональная включенность в жизнь малыша). Это поможет ребенку успешно отделиться от мамы.
Для ребёнка отец подаёт пример модели отношений между автономными субъектами.
Отец выступает для ребёнка прообразом внешнего мира. И тогда отделение от мамы/автономия от неё будет восприниматься ребенком не как уход в никуда, а как уход к кому-то в этом внешнем мире.
Отец, как правило, менее конфликтный в общении с ребёнком, чем мама.
Когда нет одного из родителей:
Нужно всё время подчёркивать особенности поведения родителя недостающего пола (как ведут себя мальчики и девочки). Отмечать как можно больше положительных особенностей пола отсутствующего родителя.
Наличие проблем у детей раннего возраста:
Первые способы неадекватной компенсации формируются в раннем возрасте. Если они в этом возрасте закрепятся, то останутся на всю жизнь. Это тормозит развитие личности.
Способы неадекватной компенсации:
|
1. Уход в болезнь (как способ манипулирования).
2. Уход в слабость (тормозит развитие личности).
3. Уход в жестокость/жестокий тиран. Если родитель это поощряет, то этот способ достижение цели закрепляется.
4. ПОЛНОЕ послушание. В такой крайности это плохо, так как в последствии человек будет идти за толпой, им легко будет манипулировать. Может возникнуть из-за жестоких родителей или гиперопеки. Для этого нужно провоцировать его на собственный выбор, на игры с выплеском агрессии (например барабаны).
К этому может привести недостаток внимания.
Способы привлечения внимания родительского внимания:
1. Леность.
2. Слёзы.
3. Ложь.
4. Самореклама.
ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ. Хухлаева Ольга Владимировна «Тропинка к своему Я».
Нужны упражнение на снятие страха роста и развития:
Сели на корточки, изобразили цыплят не вылупившихся из яйца (мышечная зажатость сильная). Нужно вылупиться из яйца, поставить руку над головой и ребенок кулачками должен бить в ладошку (вылупляться). Разбросать скорлупку, медленно подниматься. Расправить крылышки, посмотреть друг на друга. Затем «перешагиваем» скорлупку. «Мы выросли»!.
Такого же плана игра в «Подсолнух». Показать семечку и по тому же принципу поиграть с детьми в вырастающий подсолнух.
Работа с тенью:
Поставить лампу, что бы на стену проецировалась тень. Тень не должна быть огромной, лучше натуральный размер. Поиграть с ним в волшебника (театр теней). Показать, что он может управлять своей тенью.
Работа с зажатыми детками:
Черепашка. У неё есть панцирь, который защищает. Представили себя черепашкой, она долго-долго шла и устала. Теперь она отдыхает на солнышке, вытягиваем ручки, ножки, голову и улыбаемся солнышку.