ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 3 до 6-7 лет)




Делится на подпериоды:

· Младший дошкольный (3-4 года)

· Средний дошкольный (5 лет)

· Старший дошкольный (6-7 лет)

Особенности развития личности в дошкольном возрасте.

Игра и игровая деятельность ребенка.

Формы:

Сначала предметная игра (манипулирование предметами, без сюжета).

Внутри неё начинает формироваться Сюжетно-Ролевая игра. Первые элементы – это одушевление предметов.

Далее игровые действия с предметами заместителями. В этот период ребенку необходимо предоставлять большое количество многофункциональных игрушек (без чётко закрепленной функции, например ЛЕГО).

Игры с собой, как элемент сюжетно-ролевой игры (меняют свои роли).

К концу дошкольного возраста появляется самый сложный вид игры: ИГРЫС ПРАВИЛАМИ.

 

Игрушка и её роль в развитии ребёнка:

Ведущая деятельность у ребенка в дошкольном возрасте – игра.

Игрушка является идеальным «другим» для ребенка, так как она всегда любит и принимает ребёнка, она подвластна воле ребёнка, она всегда готова слушать и слышать. Общаясь с игрушкой ребенок учится любить, жалеть, заботиться. Так же с помощью игрушки ребенок компенсирует количественный и качественный дефицит общения. Игрушка это идеальное «Я» ребенка. Ребенок проецирует на любимую игрушку свои идеальные желаемые качества. Так как игрушка это идеальное «Я» ребенка, при расставании с ней он ощущает, что теряется значимая часть его «Я». Игрушка является символическим ключом к внутреннему миру ребёнка. Это ещё и терапевтическое средство, ребенок может через неё оказаться в мире в котором он всё может и может быть большим. Игрушка способствует формированию личностной автономии ребенка и развитию её самосознания. В каждой игре ребенок проявляет себя как личность. В игре видны элементы характера ребёнка. Игрушка является психотерапевтическим средством на символическом уровне.

Ребенок должен быть ведущим в игре, но то что он играет САМ иллюзия. С ним НУЖНО играть вместе.

 

Ситуация тревоги во взаимодействии с игрушкой:

· Отсутствие любимой игрушки у ребенка. Любимая игрушка нужна, чтобы учиться любить, жалеть и заботиться. Она может меняться, но обязательно должна быть! Это не обязательно мягкая игрушка, может быть и паровозик и машинка.

· Наличие постоянной жестокости во взаимодействии с игрушкой.

· Ребенок ПОСТОЯННО предпочитает игрушки противоположного пола.

· Отсутствие игр в дочки-матери у девочек. У девочек (в норме!) обязательно должна быть игра в дочки-матери. Это важно для приобретения в последствии материнского инстинкта. Он рождается в социуме, ОН НЕ ВРОЖДЕННЫЙ!

·

Использование игры для детской терапии:

Лендред «Игровая терапия».

С детьми-артистами, если они не идут на контакт можно использовать приём с перекатыванием мячика. Как только ребенок в ответ катает мячик – контакт установлен.

Типы игрушек:

1. Игрушки из жизни: кукольная семья (чем больше героев, тем лучше), транспортные средства (особенно здорово машинки в которые ребенок может сесть), кассы (как элемент взрослой жизни, который приучает к социальным установкам).

2. Игрушки для отреагирования агрессии. Можно использовать маски диких животных, бабок-ёжек, барабаны, надувные подушки с перьями (как кидаться игрушками).

3. Игрушки для творческого самовыражения. Кубики, мозаика, конструкторы, книжки-раскраски, пластилин (чем мельче детали – тем лучше). Мелки, карандаши, краски (НЕ РУЧКА НЕ ФЛОМАСТЕР!!!!).

 

Требования к личности терапевта при организации игрового процесса:

· Наличие собственного самоконтроля, самопонимания.

· Присутствие терапевта в игре через фразы: Я тебя слышу, я понимаю, мне не всё равно, мне кажется эта игрушка тебе понравилась больше других, мне тоже эта игрушка не нравится, мне тоже не хочется убирать игрушки, я вижу ты злишься. Слова для того что бы ребенок сам взаимодействовал с игрушками: попробуй сам, давай вместе, мне кажется у тебя обязательно получится.

 

Терапия метафорой или сказка-терапия:

Главное не навредить этим. Страхи из-за неправильных сказок (типа утащит бабайка).

Как составлять сказку:

1) Одна сказка = одна проблема!

2) Сказка должна быть максимально короткой.

3) Можно сделать вид, что читаем её из книжки.

4) Не должно быть большое количество героев, не должно быть много красивых описаний героев, пейзажей и т.п. Например, если герой зайчик, не нужно ему давать ещё и имя. Не перегружать героями которых он НЕ ЗНАЕТ (куница и т.п.), один герой, не концертировать внимание на других героях.

5) Происходит что-то неправильное плохое, далее развязка с кульминацией. Ресурсы в себе, герой должен САМ найти в себе ресурсы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: