ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ




 

Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка.

Изучение содержания родительского отношения позволяет обнаружить его двойственный, неоднозначный, внутренне конфликтный характер. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, проявляющаяся в доверии к ребенку, радости и удовольствии от общения с ним, безусловном принятии, стремлении к его защите и безопасности, с другой стороны – родительское отношение реализуется в требовательности и контроле, без которого оказывается невозможным привитие ребенку общественных норм поведения, социальных навыков.

 

ЧЕТЫРЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

 

- принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

- отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

- симбиотическое отношение характеризуется гиперопекой;

- симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

 

РАЗВЕРНУТАЯ ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, в основе которой цели, реализуемые родителями в процессе взаимодействия с ребенком:

 

1. отвержение – непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком;

2. безразличие -холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка;

3. гиперопека или тревожное отношение – стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны;

4. сверхтребовательность – родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей;

5. устойчивость – восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное;

 

6. активная любовь или помогающее отношение – родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

 

СЕМЬ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ:

 

1) строгий – воздействие на ребенка силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка на пути социальных достижений;

2) объяснительный – апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение;

3) автономный – предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;

4) компромиссный – предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;

5) содействующий – реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;

6) ситуативный – принятие решения в зависимости от наличной ситуации;

7) потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом.

 

Выделяют 4 ТИПА НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, которые приводят к неврозу у ребенка.

 

1. Неприятие, эмоциональное отвержение сочетается с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, которому навязывают единственно правильный тип поведения.

2. Тревожно-мнительное воспитание, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Ребенок тревожно, мнительно воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками. Для этих детей характерны тревожность и мнительность на всю жизнь, нервность или даже невроз.

3. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятное воздействие резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.

4. Неблагоприятные личностные характеристики родителя, такие, как гиперсоциальность, тревожность в отношениях с детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: