Ребенок и суицид
Брошюра для родителей
О суициде
Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое включает в себямысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суициды условно подразделяют на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей. Смысл суицида чаще всего заключается в уходе от той ситуации, в которой оказывается человек. Самоубийство – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. По статистике частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. В 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.
Характерные особенности детей
и подростков, склонных к суициду
Нарушение привычных жизненных условий, будь то внешние обстоятельства или состояние здоровья, далеко не всегда сами по себе приводят к намерениям уйти из жизни. Очень важно, как человек сам трактует эти обстоятельства, что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, личная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить и продолжать жить или нет. Многое здесь зависит от его личностных качеств. Какие же черты личности способствуют формированию суицидального поведения?
Люди, склонные совершить суицидальный поступок, обычно отличаются такими индивидуальными особенностями, как ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно разрешать конфликты в межличностной сфере, впечатлительность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка.
Все эти характерологические особенности при наличии личностно-травмирующей ситуации формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству. Человек испытывает тоску, находится в состоянии подавленности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. У него быстро развивается чувство безнадежности, вины, стыда и позора.
Суицидальное поведение у детей и подростков отличается от действий взрослых возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.
Характерные для подросткового возраста общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики способствуют снижению ценности жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида.
Основными причинами суицидального поведения у детей и подростков становятся:
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любовные и сексуальные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание друзьям, героям книг или фильмов.
К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:
1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и
подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим суицидальным поступком.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) причин, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных намерений и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией.
4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Их основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение «выдыхаются» и становятся «безвкусными». Ребенком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или усталость. Появляются ничем не обусловленные нарушения здоровья - боли в голове, боку или животе. Депрессия не обязательно обозначает, что
человек испытывает суицидальные намерения. Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если подросток испытывает враждебность к людям, к которым раньше относился хорошо; у него нет интереса к чему бы то ни было; его здоровье существенно подорвано; он попадает в зависимость от лекарств или алкоголя; избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве; думает о самоубийстве.
Важно помнить, что суицидальное поведение формируется под действием психотравмирующей ситуации, неразрешимого конфликта, но значимым является то, как воспринимает все это сам человек. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков и предвидеть исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта могут породить у подростка чувство отчаяния и одиночества. И незначительная конфликтная ситуация может стать опасной.