Как предотвратить суицид?




Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для тех, кто имеет к нему профессиональное отношение. Особенно опасна равнодушная и бесчувственная позиция окружающих, которая сталкивается с чувствительной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрения, что человеку реально никто не может оказать помощь.

Что можно сделать, чтобы помочь:
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Попытки предотвратить суицид состоят не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не чувствует ли ребенок себя одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы предотвратить возможное самоубийство.


2. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожный человек должен постараться понять свои чувства. Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.


3. Будьте внимательным слушателем. Дети, склонные к суициду, особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться обида или гнев, если он не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства ребенка, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.


4. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить ребенок. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.


5. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если ребенок ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Почему у тебя появились эти чувства?» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.


6. Не предлагайте неоправданных утешений. После того, что вы услышали от ребенка о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Причина, по которой он посвящает вас в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Ребенок, думающий совершить самоубийство, с презрением относится к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с его мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают его чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.


7. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Один из наиболее важных факторов предотвращения суицида состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» самоубийства является секретность. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он определил проблему и то, что ее усугубляет.

Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить.

Если ребенок все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», — или: «По-моему, ты сейчас заплачешь». Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснить, как ребенок разрешал сходные ситуации в прошлом. Можно задать вопрос: «Раньше у тебя были похожие переживания?» Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?


8. Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Поскольку ребенок страдает от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется ему мрачным. Важно открыть ему, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности ребенка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство бесповоротно.


9. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск.


10. Не оставляйте человека одного в ситуации суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.


11. Обратитесь за помощью к специалистам. Дети, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное «туннельное» сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Помощником может оказаться служитель церкви. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или психологов. Благодаря знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Иногда единственной альтернативой помощи ребенку, намеревающемуся покончить жизнь самоубийством, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье.


12. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семья не могут позволить себе расслабиться. За улучшение часто принимают повышение психической активности ребенка. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о тех, кто совершал суицидальные попытки. Ситуация не разрешается до тех пор, пока такой ребенок не адаптируется в жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: