МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -11 лет




Возрастная периодизация Эльконина Д.Б.

Даниил Борисович Эльконин выделял две группы деятельности детей: первая из системы «ребёнок – общественный взрослый» и соответственно вторая «ребёнок – общественный предмет».

В группу (I) «ребёнок – общественный взрослый» входят деятельности, внутри которых происходит понимание основ: смысл человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, освоение задач и мотивов.

В группу (II) «ребёнок – общественный предмет» входят деятельности, внутри которых происходит понимание способов действий с предметами.

Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам:

 

Младенческий возраст (от 0 до 1 года) – ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, внутри которой у ребёнка формируется предметная деятельность.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, у ребёнка происходит овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – ведущая деятельность – учебная деятельность, дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) – ведущая деятельность – общение со сверстниками, в межличностных отношениях они воспроизводят отношения между взрослыми. У подростков оформляются взгляды на отношения между людьми, жизненный смысл, своё будущее. В общении со сверстниками у них появляются новые мотивы и задачи, которые в будущем, в юношеском возрасте влияют на учебно-профессиональную деятельность.

Для каждого возраста можно определить:

· Освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми, на основе чего развивается мотивационно-потребностная сфера.

· Освоение способов действий с предметами, на основе чего формируется интеллектуально-познавательная сила детей, их операционно-технические возможности.

Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.

Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:

· Кризис первого года (переход к раннему возрасту).

· Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).

· Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту).

· Кризис подросткового возраста.

Подведём промежуточные итоги.

Развитие ребенка следует рассматривать, как развитие эпох, состоящих из связанных периодов. Возникает логичный вопрос, как определить момент перехода от периода к периоду, от одной эпохи к другой?

Даниил Борисович Эльконин определял возраст, как относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями:

1) Определение социальной ситуации развития – форма отношений, в которой находится ребёнок с взрослым.

2) Ведущий тип деятельности.

3) Основные психические новообразования – приобретённые на данном этапе развития ребенка.

 

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -11 лет

Физиологические особенности:

В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.

 

Особенности поведения:

Высокий уровень активности

Стремление к общению

Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо

Именно в этом возрасте идет различение полов

Стремление получать время на собственные занятия, интересы

Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным

 

Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры

Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).

Новообразования:Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.

Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)

Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.

Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.

Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.

Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.

Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.

Задача в процессе работы:

Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.

Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.

Советы воспитателю:

- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)

- Развитие умения лазить и пользоваться качелями

- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)

- Обеспечение конкретности поручения

- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел

- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей

- Дети нуждаются в похвале

- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: