Возрастная периодизация Эльконина Д.Б.
Даниил Борисович Эльконин выделял две группы деятельности детей: первая из системы «ребёнок – общественный взрослый» и соответственно вторая «ребёнок – общественный предмет».
В группу (I) «ребёнок – общественный взрослый» входят деятельности, внутри которых происходит понимание основ: смысл человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, освоение задач и мотивов.
В группу (II) «ребёнок – общественный предмет» входят деятельности, внутри которых происходит понимание способов действий с предметами.
Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам:
Младенческий возраст (от 0 до 1 года) – ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, внутри которой у ребёнка формируется предметная деятельность.
Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, у ребёнка происходит овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли.
Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – ведущая деятельность – учебная деятельность, дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности.
Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) – ведущая деятельность – общение со сверстниками, в межличностных отношениях они воспроизводят отношения между взрослыми. У подростков оформляются взгляды на отношения между людьми, жизненный смысл, своё будущее. В общении со сверстниками у них появляются новые мотивы и задачи, которые в будущем, в юношеском возрасте влияют на учебно-профессиональную деятельность.
Для каждого возраста можно определить:
· Освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми, на основе чего развивается мотивационно-потребностная сфера.
· Освоение способов действий с предметами, на основе чего формируется интеллектуально-познавательная сила детей, их операционно-технические возможности.
Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.
Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.
Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:
· Кризис первого года (переход к раннему возрасту).
· Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).
· Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту).
· Кризис подросткового возраста.
Подведём промежуточные итоги.
Развитие ребенка следует рассматривать, как развитие эпох, состоящих из связанных периодов. Возникает логичный вопрос, как определить момент перехода от периода к периоду, от одной эпохи к другой?
Даниил Борисович Эльконин определял возраст, как относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями:
1) Определение социальной ситуации развития – форма отношений, в которой находится ребёнок с взрослым.
2) Ведущий тип деятельности.
3) Основные психические новообразования – приобретённые на данном этапе развития ребенка.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -11 лет
Физиологические особенности:
В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.
Особенности поведения:
Высокий уровень активности
Стремление к общению
Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо
Именно в этом возрасте идет различение полов
Стремление получать время на собственные занятия, интересы
Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным
Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры
Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).
Новообразования:Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.
Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)
Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.
Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.
Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.
Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.
Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.
Задача в процессе работы:
Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.
Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.
Советы воспитателю:
- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)
- Развитие умения лазить и пользоваться качелями
- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)
- Обеспечение конкретности поручения
- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел
- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей
- Дети нуждаются в похвале
- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)