Физиология:
Активно развивается сердечно сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных, ритмичная деятельность (дискотеки). Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.
Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится
Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда граммотности. Общение со сверстниками играет огромную роль
Новообразование – осознание своих мыслей и себя.
В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен вытупать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу. Вожатый должен выступать в роли положительного примера.
Педагогические особенности:
- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм
- использование общего энтузиазма для какого-либо дела
- проявляется кумирование – необходимо следить, чтобы кумир был положительным персонажем
- проявляется интерес к заработку
- не любят и не воспринимают критику
- стремление к соревновательности
- повышенный интерес к противоположному полу
СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (ранняя юность) 15-17 ЛЕТ
Физиология:
Происходит расцвет полового созревания. Девочки на два года опережают мальчиков в развитии. У мальчиков происходят непроизвольные гормональные всплески – т.е. неожиданно может происходить блокирование всех физиологических процессов. Отсюда как следствие агрессия или замкнутость в себе. Необходимо деликатное обращение с ними.
Психологические особенности:
В эти годы происходит профессиональная ориентация подростков, задумываются о выборе профессии. Развиваются способности к той или иной специальности. Важно личностное самоопределение. Дети закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. Они открыто выражают свое мнение. Влиять на них надо опосредовано, избегать нотаций и указаний, быть другом и товарищем. Разумно реагировать на шалость. Предоставлять свободу в разумных пределах. Наблюдается беспокойство о своей внешности. Растет социальная активность. Стремление достижения независимости от своей семьи. Возникновение первой любви! Проявляются крайности в поведении («Я знаю все!)
Социальная ситуация развития – ребенок-сверстник. Авторитет взрослого падает.
Ведущий вид деятельности – интимно-личностный – общение
Новообразования (особенности):
Возрастное ограничение – отрыв от поколения (не могут примкнуться ни ко взрослым, ни к младшим) + чувство взрослости
Длительная экономическая зависимость (одни богаты, др. нет)
Нестабильность в мире
Общество средств массовой информации + отработка форм сексуального поведения. Самое главное – комплекс уникальности
Идет реакция группирования – чувство принадлежности
Моральный выбор профессии. Кем быть? Кикам быть? – самоопределение
ХОЧУ МОГУ НАДО
Что дано реально Нужно ли это?
Интерес
Особенности мышления – оценивание реальных результатов с тем, что могло бы произойти. Мышление характеризуется стремлением к обобщениям.
Действия педагога:
Развитие органов соуправления
Оказание помощи подросткам в том, чтобы их принимали сверстники, чтобы каждый почувствовал себя значимым.
- Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу. Нужно устраивать игры на взаимоотношения между полами. Играть в осмысленные и интересные игры.
- руководство подростками так, чтобы не было контроля (строгого) от взрослых
- создание условий для отдыха