Критерии нормального развития и признаки отклонений в развитии ребенка от рождения до 1 года




Возраст Показатели нормального развития ребенка Признаки трудностей и отклонений развития
От рождения - 20 дней жизни Появление с первого дня жизни безусловных рефлексов: ладонно-ротовой, хоботковый, поисковый, сосательный, защитный, рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённого, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, рефлекс Моро, рефлекс Галанта. Оценка в пределах 8-10 баллов по шкале АПГАР. В 1 день жизни - голова повёрнута к свету. В 10 день жизни - можно отметить наличие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; удерживает в поле зрения движущийся предмет. В 18-20 день - ребёнок удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого), успокаивается при сильном звуке (перестаёт плакать). Оценка АПГАР: в пределах 6-7 баллов - лёгкая степень асфиксии, 4-5 -средняя, менее 4 - тяжёлая.  
1 месяц Появляется плавное прослеживание движущегося предмета, ребёнок начинает прислушиваться к звуку, голосу взрослого, возникает мимолётная улыбка в ответ на эмоциональное обращение взрослого. Издаёт гортанные звуки. В положении на животе поворачивает голову в сторону, пытаясь поднимать и удерживать её. Руки и ноги согнуты во всех суставах, пальцы рук сжаты в кулачок вследствие флексорной гипертонии в конечностях. В первые три месяца При поражении ЦНС рефлекс автоматической походки надолго задерживается; хоботковый и ладонно-ротовой рефлексы усиливаются, возникая даже при лёгком дотрагивании до ладони. Отставание на 1-2 эпикризных срока. Пронзительный длительный немодулированный крик. Тремор подбородка, ручек. Запрокидывание головки назад в положении лежа на боку, в вертикальном положении на руках взрослого (из-за этого матери иногда говорят, что ребенок начал держать головку на первом месяце жизни). Гипотонус мышц, проявляющийся тем, что ребенок лежит в «позе лягушки»: ручки подняты к голове, ножки разогнуты в тазобедренных суставах. Гипертонус мышц (кулачки не разжимаются, ножки приведены к животу). Симптом Грефе (симптом «заходящего солнца») при переводе ребенка из горизонтального в вертикальное положение глазные яблоки слегка поворачиваются книзу и над радужками появляется полоска склеры. Поза «фехтовальщика» (патологический рефлекс Моро) - если в положении ребенка на спине отвести ручку в сторону, голова поворачивается в сторону отведения и вторая ручка, согнутая в локтевом суставе, поднимается вверх, к голове. "При опоре на твердую поверхность ребенок опирается на цыпочки, перекрещивает ножки. «Путает» день и ночь. Настроение и поведение очень сильно зависит от погоды на улице. При сосании поперхивается, пища вытекает изо рта, иногда из носа; поев, постоянно срыгивает. Лежа поворачивает голову преимущественно в одну сторону. Задерживается появление осознанной первой улыбки (должна обязательно быть к 8 неделям). Комплекс оживления отсутствует или неполноценен.
В 2 месяца Снижается мышечный тонус, нарастает V активных движений: чаще отводит руки в сторону, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачок. На животе удерживает голову по средней линии более продолжительно время; начинает удерживать голову в вертикальном положении, но ещё не постоянно - голова "болтающаяся". Угасают такие безусловные рефлексы, как: рефлекс опоры, автоматической походки и защитный рефлекс. На близком расстоянии предметы фиксировать ещё не может, должен быть как минимум 1 метр. При длительном звуке возникают ищущие повороты головы. На разговор со взрослым быстро отвечает улыбкой.
В 3 месяца Угасают хоботковый и ладонно-ротовой рефлексы. Ребёнок удерживает вертикально голову на руках взрослого, лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Наткнувшись на игрушку начинает её ощупывать, изучать. Тянет в рот вложенную в руку игрушку. Зрительное сосредоточение и слежение появляются и в вертикальном положении, наблюдается сочетанный поворот головы и глаз в сторону; начинают вызываться разными предметами. При поддержке под мышки крепко упирается в твёрдую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. В ответ на общение со взрослым появляются все три компонента "комплекса оживления": улыбка в сочетании с двигательной активностью и голосовыми реакциями.
В 4 месяца Развивается произвольное захватывание предмета. Может захватить висящую над ним игрушку, начинает тянуться к игрушке в руке взрослого. При потягивании за руки садится, с поддержкой кратковременно сидит. Лежа на животе, опирается на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. В этом возрасте дети уже обязательно должны поворачиваться со спины хотя бы на бок. Одним из основных новообразований становится то, что ребенок узнает мать, радуется ей. Комплекс оживления возникает часто. Громко смеется, в ответ на обращение гулит. Кричит специально, чтобы обратить на себя внимание взрослого. Ищет глазами невидимый источник звука. Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления. Угасает рефлекс ползания, начинает угасать хватательный рефлекс и рефлекс Галанта. Исчезает флексорная гипертония. В полгода Признаки отставания (неблагополучия) в развитии: - Комплекс оживления в ответ на любое обращение взрослого к полугоду должен исчезнуть, так как у ребенка появляется дифференцированное отношение ко взрослым. При отставании в развитии малыш реагирует на обращение любого взрослого как трехмесячный: улыбается, двигает ручками, издает некоторые звуки. - Двигательную активность ребенка низкая. Он почти все время лежит на спине. Не проявляет интереса к игрушкам, предметам. Внимание очень быстро истощается. Отсутствие интереса к предметам может быть следствием как нарушения развития, так и неблагоприятной микросоциальной ситуации (младенец предоставлен самому себе). - Ребенок не обнаруживает выраженного предпочтения самого близкого ухаживающего за ним человека (чаще всего матери). - У малыша отсутствуют лепетные реакции (еще хуже, если имевшийся лепет начинает исчезать).
В 5 месяца Ребёнок долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Четко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке. Ест с ложки полугустую и густую пищу. Начинает складываться дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым (по-разному реагирует). Незнакомые люди вызывают напряженное внимание, иногда малыш начинает плакать. Узнает голос матери. Различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи и даже своё и чужое имя (не реагирует на чужое). Гулит с разными интонациями. Угасают все безусловные рефлексы кроме сосательного.
В 6 месяца Ребенок поворачивается с живота на спину, сидит при поддержке за одну руку, но при сидении еще выражен кифоз позвоночника. На животе передвигается, переставляя руки, перекладывает игрушку из одной руки в другую. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Появляются первые слоги лепета, а также возможность подражать в лепете взрослому. С ложки пищу снимает губами. Если находится на искусственном вскармливании, будучи голодным, сам ест из бутылки, радуется ей. После 6 месяцев у ребенка формируется устойчивая привязанность к ухаживающему за ним взрослому (чаще всего таким взрослым является мать). Привязанность может быть надежной или ненадежной. Считается, что надежная привязанность лежит в основе формирования базового доверия к миру.
В 7 месяца Игрушкой стучит, размахивает, кладет и поднимает. Маленькие игрушки берет клещеобразным движением указательного и большого пальца. Радуется играм «ку-ку», «ладушки». Ползает. Реагирует на вопрос «где», ища предмет взглядом. Пьет из чашки в руках взрослого. Сидит при поддержке, иногда самостоятельно. Просится на руки, подползает на зовущий жест. «Разговаривает» сам с собой, со взрослым. В 9 месяцев - Отсутствует инициативность: ребенок не обращается ко взрослому по поводу действий с предметами (не протягивает ему игрушки); робок в общении, не (или крайне вяло) отвечает и на обращения взрослого. - Совсем не понимает речь взрослого, т.е. не находит по слову знакомые предметы, не выполняет разученных действий. - Лепет отсутствует или очень беден и однообразен. - Не может брать игрушку двумя пальчиками, движения некоординированные. - Не ищет «исчезнувший» из поля зрения привлекательный предмет (например, спрятанный в коробочку, под пеленку). - Действует со всеми предметами однотипно - берет в рот, стучит, бросает. Научить каким-либо действиям (открыть, нажать и т.п.) не удается. - Не обнаруживается устойчивых признаков привязанности к определенному взрослому.
В 8 месяца Сам садится и ложится. Передвигается в вертикальном положении, держась за край кровати, манежа. Ест корочку хлеба, твердое печенье. Открывает дверцы шкафов, вытаскивает оттуда предметы. Выбрасывает игрушки из кроватки, манежа. Упорно тянется за игрушкой, если ее внезапно спрятать на глазах у ребёнка. Особенно любит некоторые игрушки. Обижается, радуется, хнычет в адекватных этому ситуациях. Лепечет разнообразно «ма, па, га, да, ба». Выполняет заученные движения при назывании их взрослым ("ладушки", "полетели" и др.)
В 9 месяца Переходит от предмета к предмету, держась за руку взрослого или предмет. Подпрыгивает, держась за барьер. Открывает крышки у коробочек. Действует одновременно двумя игрушками. Повторяет за взрослыми слоги. Знает свое имя, на чужое не откликается. Понимает название отдельных предметов и выполняет элементарные поручения по словесной инструкции взрослого (дай то-то). При питье из чашки поддерживает ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Четко берет мелкие предметы двумя пальчиками. Следит за падением бросаемых предметов.
В 10 месяца По просьбе взрослого ищет предмет взглядом, выполняет более разнообразные разученные действия. Знает слово «дай». Находит и дает знакомые игрушки. Понимает значение слов (гулять, кушать и т.п.). Обычно появляются первые «лепетные» слова, понятные при соотнесении с ситуацией. Ходит, держась одной рукой. В год - Ребенок не обнаруживает возможности подражать действиям взрослого. - Действия с предметами остаются неспецифически манипулятивными. - Не понимает названий предметов, действий, имён взрослых и детей. - Не может подражать слогам лепета и не произносит новых слов, слогов. - Игровая деятельность носит устойчиво разрушительный характер.   Обязательная консультация невропатолога необходима, если: - ребёнок ходит только с поддержкой, потому что опирается на носки, а не на полную ступню, или потому, что отмечается «разболтанность» в суставах - мышечная гипотония; - отмечается выраженное предпочтение действий правой или левой рукой. - окружность головы более 50 или менее 44 см.   Настораживать должны следующие особенности настроения и поведения детей, в первую очередь в тех случаях, когда они проявляются на протяжении достаточно длительного времени: а) неспокойное, медленное засыпание с дополнительными воздействиями; неспокойный, прерывистый или, наоборот, очень глубокий сон - укороченный или длительный; б) неустойчивый, плохой или резко повышенный (неразборчивый) аппетит, отказ от пищи; в) отрицательные привычки - раскачивание, сосание пальца и т.п. г) пассивный, безучастный характер бодрствования. д) раздражительно-возбуждённое или подавленное настроение, в том числе аффективная ненадёжная привязанность, когда ребёнок после ухода значимого взрослого долго плачет, не находит себе места, а при его возвращении начинает ещё больше капризничать.   Отставание в темпах развития когнитивной сферы констатируется в том случае, когда ребенок в год не может по подражанию действиям взрослого: - снять и надеть на стержень пирамидки 3-4 кольца (не соблюдая правильной последовательности); - открыть и закрыть крышечки от коробок; - поставить кубик на кубик; - достать рукой предметы из коробки (переворачивание коробки не считается); - прокатить предмет на колесах; - произвести игровые действия с куклой (покачать, покормить, причесать).   Отставание в темпах развития эмоциональной сферы имеет место в тех случаях, когда ребенок: - не настораживается при появлении незнакомого человека или в новой обстановке; - не радуется новым игрушкам, играм со взрослым, приходу близкого человека, относится ко всему почти индифферентно или негативно. - не проявляет недовольства или обиды при запретах, резком тоне взрослого.
В 11 месяца Самостоятельно стоит и делает первые шаги. Повторяет разученные действия с игрушками (катает машинку, качает куклу, надевает кольца на стержень). Понимает слово «нельзя». Появляются первые слова, обычно «мама», «папа».
В 12 месяца Ходит самостоятельно (без опоры). Пьет из чашки, Выполняет большое количество инструкций (принеси, найди, дай тёте, положи на место и т,п.). Знает всех в своем окружении. Обычно говорит пять-десять слов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: