· Упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой. “Как поживаете?”:
Мимически отреагировать на вопрос “Как поживаете?” следующим образом:
По кругу первый спрашивает у следующего, тот отвечает мимикой, первый должен ответить правильно ли он его понял. (“Спасибо, хорошо”; “неважно”; “не могу даже, и ответить”; “очень хорошо живу”; “мерзко”; “более хорошо, чем плохо”; “супер”; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
Упражнение на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки.
А теперь небольшая разминка.
· Упражнение «Рабочая поза педагога»
Ноги на расстоянии 12 – 15 см, одну ногу выдвинуть вперёд, упор на одну ногу сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В принятой вами позе сделайте шаг назад, вперёд, влево, вправо.
Вопрос. Речевые средства общения.
Все участники снова садятся в общий круг.
Информация психолога:“С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”
|
· Упражнение «Испорченный телефон»
Испорченный телефон. 5 человек выходят за дверь, психолог выбирает любого из оставшихся педагогов и читает текст.
Задание: как можно точнее передать содержание текста следующему участнику. Задание для всех остальных: определить, на каких этапах и почему потерялась информация. Педагоги, вышедшие за дверь, по очереди заходят, выслушивают текст, передают его следующему.
Текст 1: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т.к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставить туда дополнительно 2 часа астрономии»
Психологический смысл упражнения: упражнение очень хорошо позволяет показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Кроме того, на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь искажаются и теряются блоки информации, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.
Обсуждение: а насколько заслуживает доверие информация, полученная «через третьи руки (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?
|
Упражнение «Сила языка»
На переносной доске написать пары слов.
В парах сказать фразу начиная со слов «Я должен» по очереди, потом повторить их, изменив начало на «Я предпочитаю». То же самое с «Я не могу» на «Я не хочу», Мне надо» на «Я хочу», «Я боюсь что» на «Я хотел бы». Обсуждение: как изменились ощущения после изменения первых слов. Вывод: Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» отрицают нашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, мы делаем шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
Упражнения на осознание интонационных особенностей речи.
· Упражнение “Произнесите текст: “Зайку бросила хозяйка…”
1. шепотом.
2. с максимальной громкостью.
3. волнообразно.
4. как будто вы страшно замерзли.
5. как будто у вас во рту горячая картошка.
6. как маленькая девочка.
7. как черепаха
8. как маленький ребёнок
9. как робот
10. как пулемётная очередь
11. как будто вы приказываете
12. с испугом
13. как будто вы влюблены
14. не хватает зубов
15. со злостью
16. с равнодушием
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие “чарма” - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; “императив” - жесткий, властный, подавляющий тон.