Вопрос «Неречевые средства»




СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ№1 «ОЦ»

С. Большая Глушица Педагог психолог Игуменова М.С.

Тренинг для воспитателей «Выразительность мимики и жестов»

Цель: Формирование у педагогов навыков позитивного и эффективного общения.

Задачи:

· Выработать умение преодолевать психологические барьеры в общении

· Снятие эмоционального напряжения

· Развитие внимательности и наблюдательности к себе и другим людям

· Формирование мимической экспрессивности

· Повышение эмоциональной выразительности

Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.

· Презентация себя в образе.

Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.

· Упражнение “Изучи своё лицо”

Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?

Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?

И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?

Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.

Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.

Педагогическая техника.

вопрос «Неречевые средства»

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов. Если вы живёте и работаете с человеком, у которого всегда нет настроения, кислое выражение лица, то это очень плохо будет влиять на вас и наоборот.

· Упражнение “Испорченный видеомагнитофон”.

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

(«У меня очень болит голова, шею ломит, ничего делать не хочется» в одну сторону. И «Какой прекрасный день, у меня отличное настроение в другую» в другую сторону). Что вы почувствовали в первом случае, а что во втором.

Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза “льва” и т.д.).

1. Жесты, выражающие агрессивность.

- тесно сплетенные пальцы рук;

- сжатый кулак;

- указующий перст;

- поза на стуле верхом;

2. Жесты уверенности.

- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

3. Жесты несогласия.

- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь);

- ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти);

- прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы;

4. Жесты неуверенности, раздражения.

- откашливание (при неуверенности или опасениях);

- свист;

- ерзанье в кресле;

- рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное);

5. Жесты разочарования.

- почесывание в затылке;

- ослабление воротничка;

- удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.);

6. Жесты, относящиеся к оценке сказанного.

- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

- наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит, возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы.

- почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге);

- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

- манипуляции с очками (пауза требуется);

7. Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям.

- корпус вперед, руки на бедрах (уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца);

- партнер сидит на кончике стула;

8. Жесты, выявляющие самооценку.

- грудь вперед;

- опущенные плечи;

- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой;

9. Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации.

- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход;

- человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт);

- манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера);

- замкнутый пиджак;

- скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей);

10. Жесты, препятствующие общению.

- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость);

- скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность);

- нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим.

Я вам раздала информацию о значении жестов, но человек усваивает информацию, ч/з лекцию всего 5%, аудиовизуальные средства 20% (люди любят слушать радио, телевизор). Использование наглядных пособий 30%. Обсуждение в группах 50%. Обучение практикой действия 70% (ролевые игры, задания). Выступление в роли обучающего 90% усвоения. Поэтому упражняясь, делая, играя, мы тренируемся и поэтому запоминаем.

· Упражнение в малых группах «Угадай жест»

Разбивка на 10 групп (по 2-3 человека). Каждая группа выбирает номер группы жестов из таблицы, и изображают, обыгрывая их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.

Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:

· привлечение внимания к себе и предмету разговора(Если хотите привлечь внимание к себе, иногда указывайте на себя, начните не с той темы, о которой хотите рассказать, а о чём-то другом. Я с огромным интересом прочитала книгу (указываем на себя). В ней очень много интересных мыслей (указываем на себя)

· демонстрация расположения и отчуждения (открытые и закрытые жесты)

· выражение недоумения, иронии, осуждения,

· поддержание контакта,

· при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать ребёнка.

Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.

· Упражнение “Взгляд”.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (разбивка на пары):

1. с укоризной,

2. с настойчивым запретом,

3. с безмерным удивлением,

4. с гневом,

5. с ожиданием дальнейших действий,

6. с радостью

7. с презрением

8. с жалостью

9. с брезгливостью

10. с надеждой

11. с любовью

12. с ненавистью

13. с гордостью

14. с обожанием

15. с тревогой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: