СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ№1 «ОЦ»
С. Большая Глушица Педагог психолог Игуменова М.С.
Тренинг для воспитателей «Выразительность мимики и жестов»
Цель: Формирование у педагогов навыков позитивного и эффективного общения.
Задачи:
· Выработать умение преодолевать психологические барьеры в общении
· Снятие эмоционального напряжения
· Развитие внимательности и наблюдательности к себе и другим людям
· Формирование мимической экспрессивности
· Повышение эмоциональной выразительности
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
· Презентация себя в образе.
Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.
· Упражнение “Изучи своё лицо”
Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?
Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?
И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?
Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.
|
Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.
Педагогическая техника.
вопрос «Неречевые средства»
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов. Если вы живёте и работаете с человеком, у которого всегда нет настроения, кислое выражение лица, то это очень плохо будет влиять на вас и наоборот.
· Упражнение “Испорченный видеомагнитофон”.
Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
(«У меня очень болит голова, шею ломит, ничего делать не хочется» в одну сторону. И «Какой прекрасный день, у меня отличное настроение в другую» в другую сторону). Что вы почувствовали в первом случае, а что во втором.
Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза “льва” и т.д.).
1. Жесты, выражающие агрессивность.
- тесно сплетенные пальцы рук;
- сжатый кулак;
|
- указующий перст;
- поза на стуле верхом;
2. Жесты уверенности.
- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;
- кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;
3. Жесты несогласия.
- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь);
- ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти);
- прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы;
4. Жесты неуверенности, раздражения.
- откашливание (при неуверенности или опасениях);
- свист;
- ерзанье в кресле;
- рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное);
5. Жесты разочарования.
- почесывание в затылке;
- ослабление воротничка;
- удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.);
6. Жесты, относящиеся к оценке сказанного.
- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);
- наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит, возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы.
- почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге);
- почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);
|
- манипуляции с очками (пауза требуется);
7. Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям.
- корпус вперед, руки на бедрах (уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца);
- партнер сидит на кончике стула;
8. Жесты, выявляющие самооценку.
- грудь вперед;
- опущенные плечи;
- отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой;
9. Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации.
- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход;
- человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт);
- манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера);
- замкнутый пиджак;
- скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей);
10. Жесты, препятствующие общению.
- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость);
- скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность);
- нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим.
Я вам раздала информацию о значении жестов, но человек усваивает информацию, ч/з лекцию всего 5%, аудиовизуальные средства 20% (люди любят слушать радио, телевизор). Использование наглядных пособий 30%. Обсуждение в группах 50%. Обучение практикой действия 70% (ролевые игры, задания). Выступление в роли обучающего 90% усвоения. Поэтому упражняясь, делая, играя, мы тренируемся и поэтому запоминаем.
· Упражнение в малых группах «Угадай жест»
Разбивка на 10 групп (по 2-3 человека). Каждая группа выбирает номер группы жестов из таблицы, и изображают, обыгрывая их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.
Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:
· привлечение внимания к себе и предмету разговора(Если хотите привлечь внимание к себе, иногда указывайте на себя, начните не с той темы, о которой хотите рассказать, а о чём-то другом. Я с огромным интересом прочитала книгу (указываем на себя). В ней очень много интересных мыслей (указываем на себя)
· демонстрация расположения и отчуждения (открытые и закрытые жесты)
· выражение недоумения, иронии, осуждения,
· поддержание контакта,
· при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать ребёнка.
Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.
· Упражнение “Взгляд”.
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (разбивка на пары):
1. с укоризной,
2. с настойчивым запретом,
3. с безмерным удивлением,
4. с гневом,
5. с ожиданием дальнейших действий,
6. с радостью
7. с презрением
8. с жалостью
9. с брезгливостью
10. с надеждой
11. с любовью
12. с ненавистью
13. с гордостью
14. с обожанием
15. с тревогой