Возможные решения задач 9 класса.
Задача 1. Бросание камешек.
Движение камешка можно представить как сумму двух независимых движений:
1) равномерное движение в горизонтальном направлении вдоль оси Х;
2) равноускоренное с ускорением g вдоль оси У, направленной вертикально вверх. Если выбрать начало координат в точке, расположенной на берегу по вертикали под Глюком, то кинематические соотношения для координат и проекций скорости примут вид:
В момент t = τ удара камешка о воду
x =l, y = 0.
Отсюда следует, что
Подстановка числовых данных для l, h и g = 10 м/с2 дает значения:
v0 = 11 м/с; v – v0 = 4 м/с.
Критерии оценивания
Сделан выбор начала отсчета системы координат 2
Сформулирован принцип независимости движений 2
Записаны уравнения кинематики 2
Получены выражения для v0 и v 2
Получены численные значения для v0 и v-v0 2
Задача 2. Плавающий парафин.
Запишем условия плавания парафина:
где m - масса парафина, - сила Архимеда, g - ускорение силы тяжести.
Обозначим через S площадь основания параллелепипеда, h – его толщину, х – высоту надводной части, ρ в и ρ п - плотность воды и парафина соответственно. В этих обозначениях условие плавания можно записать в виде:
ρ вS(h-x) = ρп Sh.
Отсюда
величина х = 0,5 см.
Критерии оценивания
Записано условие плавания 3
Записано выражение для силы тяжести и силы Архимеда 3
Получено выражение для высоты надводной части 3
Дан численный ответ 1
Задача 3. Вода на электроплитке.
Известно, что вода при атмосферном давлении кипит при t к = 1000 С. Для нагревания воды массы m от температуры t 1 до t к необходимо количество теплоты:
(1)
Здесь P – мощность электроплитки.
Если обозначить время испарения воды τи, то уравнение теплового баланса может быть записано в виде:
. (2)
Совместное решение уравнений (1) и (2) дает выражение:
Численное значение τи = 61мин.
Критерии оценивания
Уравнение теплового баланса при нагревании воды 3
Уравнение теплового баланса при испарении воды 3
Выражение для времени испарения 3
Числовой ответ 1
Задача 4. Что покажет вольтметр?
Через идеальный вольтметр ток не течет. Можно собрать эквивалентную схему, в которой ток через резистор R5 будет равен нулю.
Искомое напряжение UCD =UFD = I2 R4.
Для определения тока I2 найдем общее сопротивление цепи:
Значение R =11/4 Ом.
Сила тока в цепи
Напряжение
Совместное решение последних уравнений дает значения:
I1 =2A; I2 = 0.5 A; UCD = 0.5B.
Критерии оценивания
Эквивалентная схема с обозначениями токов 4
Общее сопротивление цепи 2
Уравнение разветвления токов и равенство напряжений 2
Численное значение 2
XLV Всероссийская олимпиада школьников по физике. Региональный этап. Дистанционный тур.
Возможные решения задач 9 класса.
Задача 1. Удачная атака .
В задаче есть несколько систем отсчета и надо быть внимательным к тому, в какой системе задаётся скорость объекта. По условию задачи скорость движения торпеды в воде постоянна по модулю. Однако, пуск торпеды производится с движущейся подводной лодки и это вносит поправку в направление движения торпеды. Найдем это направление (см. рисунок). Подводная лодка движется в северо-западном направлении, что составляет угол 135 градусов с линией, соединяющей её и вражеский корабль в момент его обнаружения. Поправка
к углу 45 градусов для скорости торпеды относительно воды определяется правилом сложения скоростей:
, (1)
. (2)
Отсюда следует, что , а торпеда стартует под углом 75 градусов к линии, соединяющей подлодку и корабль. Тем не менее, поправку к модулю скорости движения торпеды в воде движущаяся подлодка создать не может, так как этот модуль зависит лишь от ТТХ торпеды. Поведение торпеды в момент пуска можно описать следующим образом: в начальный момент благодаря движению подлодки торпеда относительно воды приобретает скорость
, однако в воде притормаживает до своей естественной скорости
, сохраняя скорректированный курс
.
Перейдем далее в систему отсчета, связанную с торпедой. Обозначим относительную скорость движения вражеского корабля и торпеды как . Минимальное расстояние между торпедой и кораблем равняется длине перпендикуляра, опущенного из торпеды на траекторию движения корабля. Спроектируем все вектора на линию перпендикулярную линии, соединяющей торпеду и корабль:
, (3)
где обозначает угол, образуемый вектором движения вражеского корабля в системе отсчета торпеды и линией, соединяющей корабль и торпеду. По условию задачи торпеда поразила цель, и это означает, что
. (4)
Тогда для скорости вражеского корабля из (3) и (4) получим:
м/c (5)
Критерии оценивания
Вычисление поправочного угла - 2 балла.
Вывод о том, что скорость движения торпеды относительно воды определяется только её ТТХ - 2 балла.
Переход в систему отсчета торпеды и вывод формулы (3) - 4 балла.
Получение численного результата (5) - 2 балла.
Задача 2. Падение цепочки .
Выберем систему координат, начало отсчета которой связано с полом, а ось Y направим вверх. Тогда координата центра тяжести всей цепочки в исходном состоянии запишется как
, (1)
где m – масса цепочки. В (1) учтено, что вклад в положение центра масс вносят две части цепочки – находящаяся на столе и свободно свисающая.
Так как в процессе движения цепочка удлиняется, то на неё будет действовать переменная сила, расчет которой в рамках метода Ньютона включает в себя решение нелинейного дифференциального уравнения. Это затруднение можно обойти, используя закон сохранения энергии. В начальный момент времени потенциальная энергия цепочки равна:
. (2)
Работа по переносу центра тяжести цепочки на вертикаль падения не совершается, так как цепочка движется только под действием силы тяжести. Потенциальная энергия цепочки в момент отрыва от стола запишется как
. (3)
Разность энергий (2) и (3) определяет кинетическую энергию, которую приобрело тело между этими двумя моментами врмени:
. (4)
Выражая из (4) скорость, получим:
. (5)
Цепочка упадет на пол, когда последнее её звено коснётся пола. Таким образом, интересуещее нас время можно найти из квадратного уравнения:
, (6)
корни которого имеют вид:
. (7)
Здесь надо отбросить не имеющее физического смысла решение. Окончательно получим:
. (8)
Критерии оценивания
Вычисление центра тяжести цепочки (1) - 2 балл.
Использование закона сохранения энергии (4) - 4 балла.
Вычисление скорости (5) - 2 балла.
Получение численного результата (8) - 2 балла.
Задача 3. Из чего сделаны шары?
Так как шары имеют одинаковую массу, то использование экспериментов с поступательным движением шаров не принесёт пользы. Проще всего использовать вращательное движение. Если положить шары на наклонную плоскость и отпустить их, то силы, действующие на них, будут одинаковые. Однако, свинцовый шар отстанет от алюминиевого. Причина этого состоит в том, что при вращательном движении инерционные свойства тела определяются не столько его массой, сколько распределением этой массы вокруг оси вращения. Тело, у которого масса в среднем удалена дальше от оси вращения будет обладать большей инертностью по сравнению с телом, масса которого прижата к оси. Этот эффект можно увидеть из простых соотношений. Запишем изменение импульса тела за единицу времени при вращательном движении:
. (1)
Здесь – угловая скорость движения, R – расстояние от оси вращения до массы. Предположим, что изменения импульса для обоих шаров одинаковы. Это можно сделать, например, скатывая одновременно оба шара по одной и той же наклонной плоскости. Для более плотного материала (свинца) шаровой слой будет более тонким, т.е. значение R будет больше. Это означает, что при равных массах угловая скорость свинцового шара будет меньше, чем у алюминиевого:
. (2)
Таким образом, свинцовый шар будет отставать.
Критерии оценивания
Идея об использовании вращательного движения - 4 балла.
Использование формулы для центростремительного ускорения (1) - 4 балла.
Вывод об отставании свинцового шара - 2 балла.
Задача 4. Задача об электростанции.
Гидроэлектростанция вырабатывает энергию за счет потенциальной энергии потока воды, падающего с высоты плотины и проходящего через турбину станции. Обозначим массу элемент потока как . Этот элемент, падая с высоты H, передаёт станции энергию
. (1)
С другой стороны, для того, чтобы эта масса воды испарилась её надо сначала нагреть до температуры кипения, а затем передать ей дополнительную теплоту, чтобы вода испарилась. В сумме получаются энергозатраты:
, (2)
где - удельная массовая теплоёмкость воды,
- удельная теплота парообразования. Их табличные значения
Дж/кг и
Дж/кг. Если потерь мощности не происходит, то энергии (1) и (2) должны быть равны:
. (3)
Откуда получаем оценку для высоты плотины такой гидроэлектростанции:
км. (4)
При получении ответа (4) было сделано предположение, что С, а
С. Так как полученное значение (4) совершенно нереалистично, то приходится признать, что в таком режиме ни одна гидроэлектростанция работать не способна.
Критерии оценивания
Вывод об источнике получения энергии на гидроэлектростанции - 3 балла.
Оценка энергии, необходимой для испарения воды - 3 балла.
Получение расчетной формулы для высоты плотины - 2 балла.
Получение численного результата и вывод - 2 балла.
Задача 5. Чему равно сопротивление резисторов?
Исходя из схемы, можно записать:
, (1)
. (2)
При этом справедливы следующие соотношения:
, (3)
. (4)
Решая эти уравнения попарно, получаем:
,
Ом (5)
,
Ом (6)
Критерии оценивания
Запись выражений (1-2) - 3 баллов.
Использование выражений для падения напряжения (3-4) - 3 балла.
Вывод конечных формул и получение численного результата - 4 балла.
XLV Всероссийская олимпиада школьников по физике. Региональный этап. Дистанционный тур.