Методические указания к выполнению
Внеаудиторной самостоятельной работы №5
Тема: 1.5.Растворы. ТЭД.
Время контроля:занятие №23 (1 семестр)
Время на выполнение работы: 7 часов
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие по химии для студентов 1 курса, глава 1.5.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 11 кл. - М. Просвещение, 2017, гл.4
3. Химия. 11 класс. Углубленный уровень: учебник / Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов А.А., Лунин В.В., М., Дрофа, 2014., стр.310-318.
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурс по химии «Алхимик» https://www.alhimik.ru/
2. Видеоуроки по химии URLhttps://www.videouroki. net/filecom.php? fileid=98665112
Требования к оформлению работы: (см. «Введение в курс химии или правила игры» и Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы №5»)
Студент должен знать:
- важнейшие понятия: растворы, истинные растворы, растворение, растворимость, насыщенный раствор, концентрация растворенного вещества, электролиты и неэлектролиты, процесс диссоциации, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, константа диссоциации;кислота и основание согласно протонной теории, понятие ионного произведения воды, водородного показателя, кислотность среды, гидролиз соли, буферные растворы.
- механизм процесса растворения, понятие насыщенного раствора как состояния равновесия системы и меру растворимости вещества, влияние на растворимость веществ их природы, температуры и давления;
- способы выражения содержания растворенного вещества в растворе (массовая доля вещества, молярная концентрация) и алгоритм приготовления растворов с заданной концентрацией;
- основные положения ТЭД, алгоритм написания ионных уравнений, условия при которых реакции ионного обмена становятся практически необратимыми;
- основные положения протонной теории кислот и оснований: понятие о сопряженных кислотно-основных парах, понятие о воде как о слабом амфотерном электролите;
- кислотность среды, водородный показатель;
- понятие гидролиза солей, как процесса обратного реакции нейтрализации, признаки протекания гидролиза, правила гидролиза.
Студент должен уметь:
- объяснять влияние условий (температура, перемешивание) на скорость процесса растворения, определять влияние условий на величину растворимости вещества;
- рассчитывать содержание вещества в насыщенном растворе и готовить его;
- определять принадлежность вещества к электролитам, сдвиг равновесия в растворе слабого электролита при изменении концентрации одноименного иона;
- записывать уравнения диссоциации электролитов, пояснять их с помощью константы диссоциации и степени диссоциации;
- записывать полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена ионами, делать выводы о полноте протекания реакции ионного обмена;
- объяснять проявления водой свойств слабого амфотерного электролита, записывать уравнения диссоциации воды, определять кислотность среды с помощью универсального индикатора и рН-метра и делать расчеты с помощью формул Кw=[H+]∙[OH-] и pH = -lg [H+]
- определять кислотность среды с помощью универсального индикатора, объяснять полученные результаты;
- определять возможность протекания гидролиза в растворах солей и кислотность среды растворов солей, записывать ионные уравнения гидролиза.
Виды самостоятельной работы студентов:
1.Составление словаря
2.Составление алгоритмов
3.Решение задач и упражнений
4.Написание реферативного сообщения
5.Выполнение домашних лабораторных опытов
Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения,
алгоритм выполнения самостоятельной работы:
I. Составить словарь терминов и выучить их:
Растворы, истинные растворы, растворение, растворимость, насыщенный раствор, концентрация растворенного вещества, электролиты и неэлектролиты, процесс диссоциации, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, константа диссоциации, понятие кислоты и основания согласно протонной теории, ионное произведение воды, водородный показатель, гидролиз, буферные растворы.
II. Ответьте на вопросы
№1 Что происходит при растворении твердого вещества в жидкости? Почему растворение называют сложным физико-химическим процессом?
№2 Что такое «насыщенный раствор»? Как получить насыщенный раствор? Как из насыщенного раствора получить ненасыщенный?
№3 Что такое растворимость вещества? Перечислите факторы, от которых зависит растворимость?
№4 В чем суть «золотого правила растворимости»? Приведите примеры.
№5 Как зависит растворимость от температуры? Как растворимость зависит от давления?
№6 Пользуясь графиком (см. лекцию) определите растворимость нитрата калия при 40оС. Сколько г этой соли можно растворить в 1 л воды при 40оС? Что произойдет, если 1 л такого раствора охладить до 20оС?
№7 Пользуясь графиком (см. лекцию) определите растворимость в воде кислорода при 20оС. Какой объем кислорода может растворится в 0,5 л воды? Что произойдет, если нагреть эту воду до 40оС?
№8 Что такое осмос? Что такое осмотическое давление? От чего зависит величина осмотического давления?
№9 В каком растворе осмотическое давление больше: А) в 0,1М растворе сахара или 0,1М растворе поваренной соли? Б) в 1% растворе белка или в 1% растворе глюкозы?
№10 Что такое изотонические растворы? Почему для внутривенного введения используют изотонические растворы?
Ш. Выполните опыты.