Приготовление насыщенного раствора сахара.




Оборудование: стеклянные банки 2 шт на 500 мл, пластиковая ложка

Реактивы: сахар.

Правила безопасной работы: Нельзя нагревать стеклянные банки с раствором на открытом огне.

Инструкция: Налейте в стакан 100 мл горячей воды (примерно 60 ̊С). Возьмите кристаллы сахара на кончик чайной ложки, опустите их в воду и перемешайте. Что наблюдаете? Почему? Можно ли назвать полученный раствор – насыщенным? Насыпьте в стакан еще немного сахара и опять перемешайте. Изменится ли от этого концентрация сахара в растворе? Повторяйте свои действия до тех пор, пока на дне не останется сахар, который не будет растворяться даже после перемешивания. Можно ли назвать полученный раствор – насыщенным? Насыпьте еще немного сахара и перемешайте. Изменится ли от этого концентрация сахара в растворе?Слейте аккуратно раствор с осадка во второй стакан и оставьте его на 2 часа в холодном месте. Что наблюдаете? Почему?

Оформление: Кратко опишите свои действия и наблюдения, ответьте на вопросы (см. инструкцию), сделайте вывод, что такое насыщенный раствор и как можно его приготовить.

2. Выращивание кристалла из насыщенного раствора*.

Оборудование: стеклянные банки 2 шт на 500 мл, пластиковая ложка

Реактивы: медный купорос.

Правила безопасной работы: Нельзя нагревать стеклянные банки с раствором на открытом огне. После работы с раствором сульфата меди обязательно помойте руки.

Инструкция: Приготовьте насыщенный раствор медного купороса (см. предыдущий опыт). Растворимость сульфата меди при 600С составляет примерно 50 грамм на 100 грамм воды. Рассчитайте сколько грамм соли может раствориться во взятой вами воде и взвесьте немного больше. Отделите полученный раствор от кристаллов соли методом декантации (дайте отстояться и аккуратно слейте прозрачную часть). Охладите слитый вами раствор, внесите в раствор затравку для кристаллизации (крупный кристалл медного купороса). Оставьте банку с раствором в спокойном холодном месте на сутки.

Оформление: Сфотографируйте полученный кристалл, распечатайте фото и опишите свои действия и наблюдения. Вместо медного купороса можно взять квасцы или калийную селитру.

IVОтветьте на вопросы:

1) Что такое молярная концентрация раствора и по какой формуле она вычисляется?

2) Что такое «процентная концентрация» раствора, и как ее вычислить?

Сделайте расчеты для приготовления растворов (подготовка к лабораторному опыту).Выучите алгоритм приготовления растворов.

№1 Как приготовить 200 мл 0,2М раствора гидроксида калия?

№2 Как приготовить 200 г 3% раствора соды?

№3 Как приготовить 1% раствор марганцовки из 500 г 5% раствора?

VВыполните упражнения.

№1Выпишите из списка веществ электролиты. Напишите уравнения диссоциации для каждого из них. На какие три группы по составу можно разделить эти вещества? Назовите эти электролиты.

Al2(SO4)3, C2H5OH, HCl, MgCl2, H2SO4, C6H12O6 , NaOH, Na3PO4, Ba(OH)2.

№2. Пользуясь таблицей растворимости запишите уравнение диссоциации для: а) хлорида кальция, б) сульфат натрия, в) гидроксид калия, г) фосфорная кислота, д) нитрат магния. Для кого из них можно записать несколько уравнений процесса диссоциации? Почему?

№3Напишите формулы веществ, которые при диссоциации дают ионы: а) Ba2+и OH-, б) Ca2+и NO3-, в) H+ и NO3-. Назовите эти вещества.

№4* Пользуясь алгоритмом (см. лекцию) напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнение. Выполните вариант 1, сверьте результаты с ответами. Если все верно, или допущены 1-2 незначительные ошибки, переходите ко 2 варианту. Если ошибок много – еще раз решите 1 вариант.После выполнения 2 варианта снова проверьте работу. Если все правильно, переходите к следующему номеру, если нет – еще раз попробуйте самостоятельно написать ионные уравнения из 2 варианта

Вариант 1.

а) CaCl2 + Na2CO3 => CaCO3â + NaCl

б) HNO3 + Ba(OH)2 => Ba(NO3)2 + H2O

в) KOH + CuSO4 => Cu(OH)2â + K2SO4

Вариант ІІ.

а) FeCl2+ NaOH =>

б) Na2SO4 + BaCl2 =>

в) H3PO4+ KOH =>

г) NaCl + AgNO3 = >

д) (NH4)2SO4 + NaOH=>

е) Mg(OH)2 + HCl =>

Ответык 1варианту.

а) CaCl2 + Na2CO3 => CaCO3â + NaCl

Ca2+ + 2Cl- + 2Na+ + CO32- => CaCO3â +2Na+ + 2Cl-

Ca2+ + CO32- => CaCO3â

б) 2HNO3 + Ba(OH)2=>Ba(NO3)2 + 2H2O

2H+ + 2NO3- + Ba2+ +2OH- => Ba2+ + 2NO3- + 2H2O

H++ OH- => H2O

в) KOH + CuSO4 => Cu(OH)2â + K2SO4

2K+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- => Cu(OH)2â + 2K++ SO42-

2OH- + Cu2+ =>Cu(OH)2â

Ответы ко 2 варианту

а) FeCl2+ 2NaOH = Fe(OH)2â + 2NaCl

Fe2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- = Fe(OH)3â + 2Na++ 2Cl-

Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2â

б) Na2SO4 + BaCl2=2NaCl + BaSO4

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- =BaSO4â +2Na+ +2Cl-

SO42- + Ba2+ =BaSO4â

в) H3PO4+ KOH = K3PO4 + 3H2O

3H+ + PO43- + 3K+ + 3OH- = 3K+ + PO43- + 3H2O

H+ + OH- = H2O

г) NaCl + AgNO3 = AgClâ + NaNO3

Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgClâ + Na+ + NO3--

Ag+ + Cl- = AgClâ

д) (NH4)2SO4 + 2NaOH=>2NH4OH + Na2SO4

2NH4+ + SO42- +2Na+ + 2OH=>2NH3á+ 2H2O + Na2SO4

2NH4+ + 2OH=>2NH3á+ 2H2O

е) Mg(OH)2â + 2HCl = MgCl2 + 2H2O

Mg(OH)2â + 2H+ +2Cl- = Mg2+ + 2Cl- + 2H2O

Mg(OH)2â + 2H+ = Mg2+ + 2H2O

№5. Запишите молекулярные и ионные уравнения, которые могут протекать в растворах между веществами. Какие из этих процессов протекают необратимо? Почему?

А) сульфат железа (П) и гидроксид калия

Б) фосфорная кислота и гидроксид лития

В) сульфат натрия и хлорид железа (Ш)

Г) карбонат натрия и фосфорная кислота

Д) гидроксид алюминия и соляная кислота

Е) оксид меди (П) и азотная кислота

№6 Приведите примеры двух реакций, которые можно выразить сокращенным уравнением Запишите для них молекулярные и полные ионные уравнения:

А) Al3+ + 3OH- = Al(OH)3â

Б) H+ + OH- = H2O

№7Какие ионы могут одновременно существовать в растворе, а какие нет? Почему?

а) Н+ и CO32- б) Cu2+ и SO42-в) Fe2+ и ОН-

№8Когда соединения называют амфотерными? Можно ли назвать НCO3- амфотерными почему? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

№9. Раствор хлорида меди ядовит. С каким ионом, находящимся в растворе хлорида меди (П) связана токсичность этой соли?

№10. Какая среда будет в растворах а) гидроксида лития, б) сероводорода, г) нитрата кальция, д) хлорида хрома (П), фторида натрия. Для ответа на вопрос воспользуйтесь правилами гидролиза, поясните ответ ионными уравнениями.

№11 Какие соли нельзя хранить в виде растворов? Какие соли можно хранить в виде растворов, ноконцентрированных и ограниченное время? А) хлорид серебра, б) карбонат калия, в) нитрат натрия, г) сульфид аммония. Ответ поясните.

№ 12. Пользуясь формулами [H+]· [OH-] 10-14моль/л и рН = -lg [H+], заполните свободные клетки

 

[H+] [OH-] рН рОН кислотность среды
10-3        
  10-5      
         
         
        нейтральная

 

№ 13 Вычислите чему равен рН раствора 0,001моль/л НСl?

№14 В растворе соды рН равно 9. Определите молярную концентрацию ионов водорода в этом растворе?

№15*. В результате проведенного лечения рН желудочного сока у больного изменилась от 4 до 3. Можно ли считать этот результат успешным? Во сколько раз изменилась при этом концентрация ионов водорода в желудочном соке?

 

VI * Напишите реферативное сообщение на одну из тем: «Водно-солевой баланс в организме человека», «Буферные системы организма», «Кислотно-щелочное равновесие – основа гомеостаза», «Ацидоз и алкалоз», «рН-метрия в медицине». Требования к написанию реферативного сообщения – в «Правилах игры».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: