Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников




 

Исторический процесс развития русской социалистической мысли от утопии к науке занимает почти половину века. В поисках научной теории общественного развития особое место принадлежит революционному народничеству. Народничество представляет собой важнейший этап в истории русского освободительного движения и вместе с тем является крупнейшим течением нашей общественной мысли, оставившим глубокий след в революционной теории, в истории социализма, в философии, социологии, науке, литературе и искусстве. Через все русское освободительное движение проходит поиск правильной революционной теории. Он в равной степени был характерен и для практиков, и для теоретиков народнического движения, которые фактически сами являлись активными деятелями освободительной борьбы.

«В истории освободительного движения и революционной мысли народничество занимает особое место потому, что оно, с одной стороны, завершает революционно-демократический период, концентрируя в себе все его слабые и сильные стороны, а с другой — непосредственно предшествует и в значительной степени подготавливает почву для пролетарских форм борьбы. Именно в рамках народничества складываются первые рабочие организации, которые сначала существуют в виде пролетарско-демократической струи и только потом от него отделяются. Поэтому без изучения истории народнического движения невозможно понять генезис российской социал-демократии. Именно на народнический период падает основная тяжесть мучительных поисков научной теории, ее проверки и испытаний на практике, именно народники на своих плечах вынесли, опыт блужданий и шатаний, ошибок и разочарований, придя в лице своих наиболее прозорливых представителей к разрыву с доктриной утопического крестьянского социализма и к пониманию марксизма как единственно правильной революционной теории[30]».

Народничество как движение и как идеология крестьянской демократии в России сложилась в 60-х годах XIX века. В это десятилетие происходила глубокая ломка во всех сферах общественной жизни страны. Крестьянская реформа 1861 года положила начало новой буржуазной России, выраставшей из крепостничества. Но эта буржуазная по содержанию реформа проводилась руками крепостников и царских чиновников, не желающих расстаться со своими привилегиями, поэтому Россия надолго сохранила пережитки феодализма как в экономике, так и в политике и среди них главные - помещичье землевладение с полукрепостнической эксплуатацией крестьян и самодержавие, опирающееся на дворянство как на высшее сословие. Такой характер реформы надолго затормозил развитие экономики страны.

Но, довольно заметные успехи капитализм делал в промышленности, сосредоточенной в городах, зато в сельское хозяйство он проникал крайне медленно и там по-прежнему господствующее положение принадлежало помещичьим латифундиям. Двадцатилетнее временнообязанное состояние, система отработок, погашение огромного выкупа за ничтожный надел, арендные платежи почти не изменили положение самой многочисленной социальной группой. Главным бичом крестьянства было безземелье. Другими словами, крестьянский вопрос не получил удовлетворительного разрешения, и деревня продолжала оставаться источником глубоких социальных противоречий, которые еще более обострились под действием процесса дифференциации крестьянства и начавшегося разложения общины.

Теория народничества разрабатывалась в условиях борьбы крестьян против крепостного права, и в те годы, когда капитализм на Западе уже вполне ясно проявил свои отрицательные черты. Иллюзии лозунга «свобода, равенство, братство», начертанного на знаменах Великой французской буржуазной революции, к середине XIX века полностью развеялись.

Но ростки капитализма в России стали заявлять о себе еще более интенсивно после отмены крепостного права. Наиболее проницательные демократические публицисты заметили это уже в 60-х годах и забили тревогу: надо что-то делать! Лучшие люди России увидели свое призвание в защите крепостных, народных интересов, в борьбе одновременно и против крепостничества и против нарождающегося капитализма. Народничество явилось идейным обоснованием этой борьбы.

Зарождение идеологии революционного народничества относится еще к 40-м годам XIХ века, когда А.И. Герцен выдвинул теорию "русского социализма". По словам Г.В. Плеханова, первую "философскую санкцию" народничеству дал А.И. Герцен, поставивший вопрос: должна ли Россия на пути к социализму повторить все фазы европейского развития или ее жизнь пойдет по иным законам? Своей теорией Герцен дал отрицательный ответ на этот вопрос, полагая, что Россия несет в себе черты исторической самобытности в виде сельской общины, артельного труда и мирского самоуправления. Поэтому, как ему казалось, Россия придет к социализму, минуя капитализм.

Действительно, характеристика "русского социализма", данная Герценом, это подтверждает. Он писал в "Колоколе" в 1867 г.: "Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще[31]».

Воспринятая народниками от шестидесятых вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни, следовательно, отсюда вера в возможность крестьянской революции, и это воодушевляло и поднимало народ на борьбу с правительством.

А.И.Герцен в своих "Письмах к старому товарищу" подчеркивал значение в революции "энергичного меньшинства. Есть множество свидетельств того, как разночинцы-семидесятники старались достать старые номера "Современника" и "Русского слова". Зачастую при обысках жандармы находили статьи, целиком переписанные от руки, или выписки из них. Об идеях Герцена и его сподвижников говорили на сходках - об этом есть целый ряд показаний на допросах, о том же пишут и мемуаристы.

Идейно 60-е и 70-е годы тесно связаны и первоначально народники целиком опирались на теоретические и тактические принципы, выдвинутые Герценом и его сторонниками. Но по мере накопления революционерами 70-80-х годов своего собственного опыта, и в связи с возникновением новых практически-политических задач, выраставших из нужд самого движения, их теория и практика все более отдалялась от учения вождей русской революционной демократии, дополнялась новыми элементами и приобретала специфически народнические черты и особенности. К 70-м годам народническая идеология оформилась в довольно стройную доктрину.

Народники наследовали от А.И. Герцена идею некапиталистического пути России к социализму, веру в сельскую общину как зародыш будущего общества, убеждение в социалистическом характере крестьянской революции и в необходимости ее подготовки. Их также объединяет ненависть к самодержавию и несправедливости сословного строя, их связывает забота о благосостоянии всего народа, защита свободы и просвещения, революционная страстность и непримиримость ко всяким проявлениям либерализма. Они сознательно выражали интересы крестьянских масс.

Герцен придавал особое значение интеллигенции в освободительном движении. Эта идея модифицировались в народнической идеологии в целую концепцию о могущественном влиянии нашей интеллигенции на народ.

В свою очередь сложившаяся уже в 60-х годах самоуверенность интеллигенции уживалась с крайней идеализацией народа, под которым разумелось прежде всего, если не исключительно, крестьянство. Народники, беззаветно отдавшиеся служению народу, верили в его революционную силу и коммунистические инстинкты и приписывали крестьянству те качества, которые хотели в нем видеть[32].

Противоречивость положения мелкого товаропроизводителя в условиях переходного периода от феодализма к капитализму определяла внутреннюю противоречивость движения и идеологии народников. С одной стороны, в виду двойного гнета, под угрозой разорения крестьянство выступало революционно, с другой, - борясь за самосохранение себя как класса, оно отстаивало сохранение частной собственности на землю, неся в себе консервативный элемент. Будучи идеологами крестьянства, народники хотели прийти к социализму, минуя капитализм. Но они, не сознавая буржуазного характера предлагаемых преобразований, на деле боролись не за социализм, а всего лишь продолжали защищать вслед за Герценом демократическую тенденцию в сельском хозяйстве, состоявшую в требовании наделить крестьян землей. Будучи утопией насчет того, каковы должны быть экономические последствия нового раздела земель, она является спутником великого, массового демократического подъема крестьянских масс, составляющих большинство населения в России.

Наследовав от "шестидесятников" целый ряд коренных положений их социально - политического учения и некоторые тактические предначертания, народники уже к 60-м годам в практически-политическом отношении сделали громадный шаг вперед, вступив в открытую борьбу с самодержавием. Но, в теоретическом отношении народники утратили высокий философский уровень Герцена и его сторонников.

Освобожденную от идеализма диалектику Гегеля они умело использовали при объяснении природы, процесса познания и общественной жизни. Благодаря этому Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму, а социология Герцена содержала в ряде существенных пунктов решения, близкие к материалистическому пониманию истории.

Среди народников диалектика не находила признания, более того, отбрасывалась как порождение умозрительной метафизики. Роль философии вообще не оценивалась. Большинство симпатизировало тогда позитивизму.

«Мировоззрение народников было лишено цельности и последовательности, т.к. складывалось из разнородных элементов, заимствованных от неокантианства, позитивизма и антропологического материализма[33]».

В социологии, начиная с 60-х годов все большее влияние приобретал субъективный метод объяснения исторического процесса, который мешал народникам разобраться в объективных законах истории.

Но, тем не менее в философии и в социологии идеологов народничества умонастроения тогдашнего общества получили вполне адекватное отображение. В своих сочинениях они не обошли ни одного из вопросов, волновавших умы современников, и как люди, обладавшие высокой культурой и образованием, формировали убеждения целого поколения. Народники немало сделали для пропаганды и распространения трудов и идей основоположников научного социализма в России. Но изучая и распространяя труды основоположников марксизма, народники не смогли органически усвоить их учение.

Исходя из признания самобытного, некапиталистического пути России к социализму, ссылаясь на отсутствие в стране развитых буржуазных отношений и пролетариата, народники рассматривали марксизм как специфически западную революционную теорию. Народников привлекали в марксизме революционный пафос, убежденность в реальности борьбы за социализм и совершенно исключительная по своей основательности критика капитализма. Последнее обстоятельство более всего импонировало народникам, которые стремились перешагнуть капиталистическую стадию.

По вопросам тактики революционное народничество делилось на три основных направления: народники - пропагандисты во главе с П.Л. Лавровым; народники - заговорщики, или бланкисты, во главе с П.Н. Ткачевым; народники - анархисты, идейными вождями которых были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Следовательно, главными идеологами народничества были: П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Народники - пропагандисты, считали, что одной из важнейших предпосылок революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов, революционных идей и пропаганды их в обществе, прежде всего среди широких масс крестьянства. С целью сближения с народом, изучения его жизненных условий и духовного облика, экономических и политических потребностей, с целью пропаганды среди народа революционных социалистических идей и активной подготовки его к революции, началось "хождение в народ", в итоге давшее необычайно много самим народникам, но окончившееся идейным и политическим крахом для них. Народники - заговорщики не верили в революционную силу народа и все надежды возлагали на революционно настроенное интеллигентское меньшинство, которое должно было путем тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки. "Революционное меньшинство" должно провести такие мероприятия в стране, которые обеспечили бы освобождение народа от всех форм гнета и возможность последующих социалистических преобразований. Анархисты - народники, объявив государство главным врагом народа, призывали к его разрушению. Они доказывали, что русский народ давно готов к социальной революции, что его надо лишь поднять на бунт, разрушить до основания старый строй, раз и навсегда отказаться от любой государственной формы правления, создав вместо последней самоуправляющиеся независимые общины, связанные между собой договорными условиями.

Но, наряду с определенными разногласиями в тактике, у революционных народников было много общего. Это, как уже упоминалось, уничтожение феодально-крепостных пережитков в стране, отрицательное отношение к развитию капитализма в России, идеализация крестьянской общины, установление в России социализма.

Сильной стороной теорий народников 70-х годов была, все же критика капитализма, но критиковали они его с позиций мелкобуржуазной идеологии, с точки зрения мужика, страдавшего больше не от развития капитализма, а от недостатков его развития. Революционеры того времени понимали исторически прогрессивную роль капитализма, но считая Россию страной самобытного исторического развития, боялись, что он довершит разорение деревни, разрушит общину, и тем самым будто бы отдалит победу социализма или даже совсем лишит Россию возможности перехода к нему. Поэтому они так яростно отстаивали идею некапиталистического развития России, рассчитывая, что она в своем развитии должна миновать стадию капитализма и от феодализма перейти прямо к социализму.

«Пока капиталистические отношения в деревне были недостаточно развитыми и оставались скрытыми от внимания революционеров 70-х годов, пока в стране отсутствовал борющийся пролетариат, народники выражали интересы всего крестьянства, и их борьба была в высшей степени прогрессивной, поскольку они объективно отстаивали тогда принципы единственно возможной буржуазно-демократической революции. Но, по мере утверждения капитализма и усиления классового расслоения крестьянства, народничество логически и исторически опускается до защиты мелкотоварного производства и становится во враждебное отношение к пролетарскому движению и его идеологии – марксизму[34]» ]

Но это происходит в конце 80-90-х годов, когда революционное народничество изживает себя и сменяется либеральным, которое порывает с идеалами революционной демократии и выпадает из русла освободительного движения. Руководящее положение в революционном освободительном движении переходит к пролетариату. Либеральные оттенки в народничестве существуют с самого зарождения движения, но постепенно они превращаются в целое течение, которое становится в середине 80-х годов преобладающим. Революционное и либеральное народничество, т.о., представляет два различных этапа в движении и в политической идеологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: