на уроках лезгинского языка.




Целью данной работы является рассмотрение элементов некоторых современных образовательных технологий, внедрение в учебный процесс которых позволит добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, овладеть знаниями на уроке, достичь цели и задач обучения.

Задачи: 1) выявление сущности современных образовательных технологий (обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, интерактивное обучение);

2) использование отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждения переутомления, нарушений зрения и т.д.;

3) комплексное использование элементов технологий в содержательной связи друг с другом на единой методической основе.

На мой взгляд, современная образовательная система немыслима без использования компьютерных технологий. Не секрет, что наши дети на основе современной технологии не хотят читать, а любят больше смотреть. Компьютерная технология позволяет проводить уроки просмотра и обсуждения произведений, помогает улучшить усвоение нового материала.

Переход на новые образовательные стандарты требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями.

Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и проведение каждого урока.

Структурными элементами моих уроков выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

На уроках лезгинского языка широко использую в качестве контрольных и самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении глаголов и местоимений рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных дает возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоеванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, о родном крае и говорим о важности сохранении окружающей среды, фауны и флоры для здоровья человека.

Что еще может сделать учитель на уроках родного языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников. Определяя оптимальный объем учебной информации и способы ее представления, я учитываю интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараюсь предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость.

При планировании урока я включаю многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, физкультминутки, шутливые истории на уроке, загадки и т.д. Во время проведения релаксации не ставлю перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Часто прибегаю к играм «Четыре стихии», «Запомни движение», «Слушай и исполняй» и др., которые развивают у учащихся начальной школы внимание и память.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно - ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребенка, стараться обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.

В своей работе я использую обучение в сотрудничестве, главная идея которой заключается в том, чтобы учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять, благодаря которому создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся

Использование на уроках элементов технологии уровневой дифференциации обучения позволяет учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся. Один из способов работы по данной технологии – групповая работа, при которой распределяются роли (организатор активной деятельности; отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; редактор контролирует правильность выполнения задания; лидер берет ответственность подготовить всех партнеров к отчету по заданию)

Группу формирую так, чтобы в каждой были ребята, различные по уровню обучения. Для каждой группы, где может быть по четыре или по шесть человек (в зависимости от общего количества учащихся), разрабатываю задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В одном случае это карточки с разными заданиями, в другом – различные тестовые задания с выбором ответа, на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время, но обязательным условием является активное участие каждого ученика в работе. Подводя итоги работы, оцениваю не столько знания, сколько усилия, которые ребята затрачивают на добывание этих знаний, на достижение общего результата.

Такого вида работы провожу в основном на обобщающих уроках по лезгинскому языку и литературе в 5-6-7 классах с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски, ТСО вообще само по себе мотивирует интерес к изучаемому предмету, но вкупе с возможностями интерактивной доски, урок действительно становится интересным, творческим.

Из методов интерактивного обучения широко использую презентацию на различных этапах урока (изучения нового материала, обобщение и т.д.)

Например, при изучении имени прилагательного рядом с текстом загадки на слайде появляется и красочное изображение отгадки. Дети должны назвать отгадку на родном языке. При прохождении имени существительного провожу игру «Кто у кого?», развивающую устную речь учащихся. На слайде даны названия и изображения животных, птиц, дети должны назвать на родном языке их детенышей и птенцов.

Демонстрация художественных слайдов усиливает эмоциональное воздействие, влияет на восприятие учащимися материала урока.

Применение интерактивной доски позволяет также работать без использования меловой доски и тряпки, что снижает запыленность воздуха. Нахождение ошибок в правописании слова, исправление их на интерактивной доске и комментированная работа учащихся, провожу на уроках повторения и обобщения изученного материала по частям речи (числительного, глагола, местоимения, наречия и т.д.).

Кроме того, использование интерактивной доски дает учителю возможность за короткое время повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по всей теме.

Одной из наиболее острых проблем со здоровьем в школе является ухудшение зрения учащихся. Специалисты давно отмечают негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей, которое оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, и, в первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорное обеднение школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Для «смягчения» этих неблагоприятных последствий я в своей практике успешно использую методику зрительно - координационных тренажей на основе схемы универсальных символов, разработанной доктором В.Ф. Базарным.

На схеме с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против нее, по «восьмерке». Каждая траектория изображается разным цветом. Упражнение выполняется коллективно и обязательно стоя. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. он прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Другой вариант расширения зрительно-двигательной активности учащихся - это использование сенсорно-моторного тренажа, к которому часто прибегаю на уроках родного языка в начальной школе.

В четырех верхних углах класса фиксирую яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть иллюстрации из народных сказок, былин, сказаний, картинки с изображениями животных, фруктов, овощей и т.д. Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.

В зависимости от характера урока, один-два раза за урок все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния. И по команде учителя на 1-2-3-4 дети начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Время просмотра каждой картинки 0,5секунд. Постепенно время такой фиксации сокращается и доводится до минимума, чтобы дети могли «пробежать» глазами по всем четырем картинкам за 1 секунду. Последовательность просмотра может произвольно меняться. Сюжетные изображения меняю через каждые две недели. Это позволяет поддерживать у детей интерес к данным упражнениям, который, как показала практика, постепенно переходит во внутреннюю потребность.

Опыт показал, что упражнения, с точки зрения профилактики утомляемости, наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока. Кроме того, я включаю в программу урока специальные упражнения для глаз, направленные на укрепление мышц век, улучшение кровообращения и расслабления мышц самого глаза, например, такие:

1.Зажмурить глаза на пять секунд, затем открыть на такое же время. Повторить 6-8 раз.

2. Быстро моргать в течение шести - десяти секунд. После этого сделать небольшой перерыв и повторить упражнение еще раз.

3. Смотреть перед собой две - три секунды. Перевести взгляд на кончик карандаша на расстоянии вытянутой руки, снова посмотреть перед собой. Повторить 10-12 раз.

4. Делать глазами медленные круговые движения сначала в одном, затем в другом направлении.

5) Медленный перевод взгляда с пола на потолок и обратно. Повторить упражнение 8 - 12 раз. Во время перевода взгляда ни в коем случае нельзя двигать головой. Голова должна быть зафиксирована на одном месте.

Но, проводя все эти бесспорно полезные и эффективные упражнения, я не забываю об основной цели урока - изучение родного языка. Поэтому не упускаю возможность проверить знания детей. По моей просьбе они на лезгинском языке называют изображенные на картинках предметы, явления, действия. Это значительно расширяет их словарный запас и повышает мотивацию на изучение родного языка.

Каждый новый урок – это ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, а здоровье подрастающего человека – это неоценимый ресурс будущности и самосохранения общества, государства и нации. И сегодня, когда вопрос со здоровьем учащихся превратился не только в социальную, но и в нравственную проблему современной школы, свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель нашей страны.

 

Учитель лезгинского языка

и дагестанской литературы Баламирзоева А.М.

 

Директор

МБОУ «Гимназия №38» Шабанова Д.Р.

 

Мискlалар (загадки)

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: