ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОРТРЕТНОЙ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

С.А. ЧАЛЫЙ

 

Живопись портрета

 

 

Учебное пособие

 

 

 


Краснодар

 

УДК 75.041.5

ББК 85.14

Ч 164

 

Рецензенты:

 

Доктор педагогических наук, профессор

Ю.В. Коробко

 

Народный художник России,

член-корреспондент Российской академии художеств

профессор

В.В. Коробейников

 

Чалый, С.А.

Ч 164 Живопись портрета: учеб. пособие / С.А.Чалый Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. –108 с. 200 экз.

 

 

Предлагаемое издание содержит теоретические и методические основы практикума живописи портрета, рассматривается методика выполнения краткосрочного и длительного этюда с натуры в живописи маслом.

Адресуется студентам художественно-графических факультетов, изучающим программу портретной живописи специальности 050602 – Изобразительное искусство.

 

 

УДК 75.041.5

ББК 85.14

 

 

©Кубанский государственный

университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучая живопись головы, начинающий художник должен обладать исходными знаниями о целях данного этапа обучения живописи, методах и приемах решения поставленных задач.

Без базы теоретических знаний и начальных практических навыков в живописи с натуры обучение портретной живописи не даст положительных результатов, без правильного понимания задач изображения натуры и способов их разрешения средствами живописи.

В живописи с натуры формируются основы навыков изобразительной деятельности студентов. Здесь особенно заметны недостатки в рисунке и цветовом решении живописного изображения, поэтому к организации учебного процесса и мобилизации способностей учащихся предъявляются особые требования.

Обучению живописи головы предшествует учебный рисунок головы. Именно здесь закладывается овладение необходимыми основами изобразительной грамоты: композиционные навыки, целостное восприятие натуры, умение анализировать форму головы и определять ее пропорции, также владение навыками, необходимыми для выполнения подготовительного рисунка. В основу методического выполнения краткосрочных и длительных заданий входит организация большого света и большой тени, здесь же формируется умение моделировать светотенью большую форму головы.

Наиболее важным компонентом подготовки студента является тональный рисунок, так как в нем раскрываются способности к точной оценке глазом тональных отношений, общего тонового состояния, определение тоновых градаций натуры, посредствам которых строится форма.

Начинающих изучать способы изображения головы часто привлекают довольно сложные задачи, которые они пытаются разрешить в своих работах. Студенту кажется, что с помощью всего многообразия имеющихся в его этюднике красок можно, копируя цвет натуры один к одному, написать полноценный портрет человека. Он приступает к работе, стараясь предельно точно передать внешний облик портретируемого, подбирает с большим вниманием «телесный» цвет натуры и точнейшим образом старается срисовать черты портретируемого. Тем не менее вскоре начинающий живописец убеждается, что свой замысел осуществить ему не удаётся. Вместо реального, объёмного изображения головы натурщика на холсте вышел всего лишь подкрашенный «телесным» цветом рисунок. Несмотря на внешнее правдоподобие деталей лица портретируемого, правдивого живописного решения не получилось.

Это произошло потому, что живописец не занимался анализом форм и живописных характеристик натуры, а раскрашивал подготовительный рисунок, делая это тщательно, деталь за деталью.

Выдающиеся мастера прошлого и современные художники отстаивали ту истину, что постижение профессионального мастерства в живописи начинается с того момента, когда начинающий художник становится на путь работы с натуры методом сравнений и работает методом тональных и цветовых отношений.

Задача изображения головы на первом этапе обучения должна сводиться к изучению её конструктивного и анатомического строения. После освоения этих основ изобразительной грамоты следует организация обобщенных, больших цветовых отношений изображения, лепка объёмной формы цветом, выявление индивидуальных цветовых качеств натуры, проработка деталей живописного изображения. Завершает эту работу этап обобщения портрета, его форм и цветового строя.

Добиваясь материальности в передаче лица и одежды человека, нельзя забывать о необходимости выразить цветовую связь натуры с окружающей средой.

Живописи головы должно предшествовать овладение навыками техники тонального рисунка, умение изображать форму анатомически точно и конструктивно обоснованно, используя при этом цельность восприятия общей формы и ее деталей.

Начинающему художнику важно иметь развитое чувство пропорций форм и цвета. Без этих качеств он не сможет сделать живописное изображение человека адекватным натуре.

В процессе выполнения учебных заданий у студентов часто возникают проблемные ситуации, устранению которых способствует своевременная и методически грамотная помощь педагога. Уже в начале изучения живописи будущий художник-педагог должен уяснить для себя и убедиться на основе личного практического опыта, что работа с натуры требует четкого планирования и последовательности, поэтапности построения формы и цветового строя изображения. При этом используются все ранее приобретенные знания, представления и понятия, отложившиеся в профессиональной памяти и проверенные в работе с натуры. Эти знания дополняют и обогащают непосредственное зрительное восприятие натуры, направляют его на получение зрительного образа, отвечающего целям и задачам каждого учебного задания.

В постановке этих целей и задач отправной точкой служит учебная программа, поскольку она определяет конечные цели всего процесса обучения живописи как учебного предмета.

В учебную программу заложены и квалификационные требования к будущему выпускнику вуза, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

Большое значение для эффективности учебного процесса имеет сосредоточение внимания студентов на решении задачи в данной учебной постановке и организации работы с натуры методически последовательно и целенаправленно.

Данное учебное пособие адресовано студентам художественно-графического факультета, начинающим и продолжающим осваивать курс живописи головы.

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОРТРЕТНОЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: