Роль психотехнических игр и упражнений в коррекции поведения учащихся
Коррекционная работа с учащимися 5-6 классов, как педагогическая проблема
Понятие о коррекции поведения учащихся
Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений. [6]
Психокоррекционная работа с детьми и подростками имеет свою специфику по сравнению со взрослыми. Обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, как у нас в стране, так и за рубежом, отмечается больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет. Учёт возрастных особенностей детей позволяет выявить трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появление, проводя профилактическую работу. Вот почему в коррекционной работе, по мнению О.А. Карабановой, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода. [1, с. 4]
Термин «коррекция психического развития» рассматривается как «создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы». [1, с. 4]
Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с подростками внёс Л.С. Выготский. Именно он указал на первостепенную роль профилактических мер, на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции психического развития являются: 1. коррекция отклонений в психическом развитии.
|
. профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. [1, с. 4]
Исходя из этого, основной целью коррекционной работы в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и личностному развитии ребёнка.
Также О.А. Карабанова рассматривает главные принципы построения коррекционных программ работы с детьми и подростками:
. Принцип «нормативности» развития на основе учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
. Принцип «коррекции сверху вниз» посредствам создания зоны ближайшего развития ребёнка;
. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
. Принцип единства диагностики и коррекции;
. Принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребёнка;
. Деятельностный подход;
. Принцип комплексности методов психологического воздействия. [1, с. 7]
Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений:
. игротерапии
. арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко- и т.д.)
. поведенческий терапии (различного вида тренинги, психогимнастика)
. социальной терапии.
Наиболее популярным методом, используемым в работе с детьми и подростками является игротерапия, так как ближе всего отвечает задачам развития.
|
Известный отечественный психолог О.А. Карабанова в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры выделяет:
. моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребёнком и его ориентировка в этих отношениях;
. изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
. формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, т.е. равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
. организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;
. организация ориентировки ребёнка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение осознания их благодаря вербализации и соответственно, осознания смысла проблемной ситуации в целом и формирование её новых значений. [10]
Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы педагог работает с учащимся один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой учащихся, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом.
|
Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание педагога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности ребёнка, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда ребёнку приходится высказываться в присутствии других людей.
Иногда бывает и так, что по характеру проблемы учащемуся требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить его к осознанию необходимости включения в групповую работу. [11, с. 115]
Цель групповой психокоррекционной работы состоит в восстановлении психического единства личности, нормализации её межличностных отношений. [11, с. 117]
Размер группы зависит от степени тяжести и характера проблем развития участников группы, уровня сформированности тех навыков, которые требуются для работы в группе. Количество участников также зависти от их возраста: чем младше учащиеся, тем меньше размер группы. В работе с детьми младшего школьного возраста рекомендуемый размер группы - 3-7 (до 9) человек. В работе с подростками рекомендуемый размер - 10-16 человек. [8, с. 45]
Психологи рекомендуют комплектовать группы из учащихся одного возраста (+ 1-2 года) или этапа возрастного развития. Это связано с уровнем значимости тех или иных проблем в определённом возрастном периоде, различиями в актуальных потребностях, интересах. Половой состав может быть как гомогенный, так и гетерогенный. Не рекомендуется включать в группу детей, которые общаются за пределами группы, так как в таком случае дети могут продолжать реализовывать те неадекватные формы взаимодействия, которые и могли стать источником возникших трудностей. [12, с. 66]
Режим работы группы определяется возрастом её участников и степенью трудностей. В работе с дошкольниками занятие не должно превышать 45-60 минут, с детьми младшего школьного возраста - 60 минут (7-9 лет), и 90 минут (9-11 лет), с подростками 90 минут.
Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю. А.Г. Лидерс отмечает, что занятия, проводимые реже одного раза в неделю теряют свою эффективность.
Реализация программы работы с подростками, как и любая тщательно спланированная и организованная деятельность, проходит через следующие этапы: этап планирования, этап реализации, завершающий / обобщающий этап.
. Этап планирования, или этап диагностики. На этом этапе идёт предварительная психологическая диагностика и специальный подбор учащихся в группы. Предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем у подростков и подобрать максимально эффективные упражнения и игры. На этом этапе производится разработка психокоррекционной программы, определяется форма работы, производится подбор методик и техник.
. Этап реализации тесно зависит от методов, применяемых педагогам. В игровой психотерапии О.А. Карабанова выделяет 4 этапа, наиболее ёмко отражающих логику решения задач коррекции:
) ориентировочный этап;
) этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития подростков и переживаемых ими конфликтных ситуаций;
) конструктивно-формирующий этап;
) обобщающе-закрепляющий этап.
. На завершающем или обобщающем этапе происходит оценка эффективности проведённой работы. На этом этапе составляются психолого-педагогические рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Производится обсуждение итогов проведённой работы с родителями и другими педагогами. [1, с. 20]