Методы коррекционной работы с подростками




 

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.» А.С. Макаренко [25, с. 10] Сегодня существует множество различных психокоррекционных игр и упражнений для коррекции поведения детей и подростков. Однако они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений:

игротерапии

арттерапии (изобразительная, сказко-, музыкотерапия и т.д.)

поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика)

социальной терапии (статусная психотерапии). [1, с. 2] Все эти методы и методики коррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционно-педагогической деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, они требуют высокой педагогической квалификации. Применяются системно и комплексно.

Игротерапия является наиболее популярным методом, который используется в работе с детьми и подростками, так как ближе всего отвечает задачам развития. [1, с. 2]

Петрусинский В.В. описывает множество игр и упражнений, которые направлены на различные сферы. Например в первой главе Петрусинский В.В. собрал игры и упражнения, направленные на развитие способностей человека к саморегуляции, управлению своим состоянием. Во второй главе его книги приведены приёмы развития и коррекции некоторых социальных навыков и умений. Адресована эта глава прежде всего подросткам, которые проходят стадию социализации, познания самих себя и своего места в мире взрослых. Игры в этой главе предназначены для совершенствования отношений между разными полами, решению трудностей, связанных с вопросами психосексуального развития и межличностного общения. В третьей главе игры способствуют созданию здорового образа жизни, так необходимых сегодня, в век стрессов - физических и психических нагрузок.

Игры, описанные в книге Петрусинского В.В., можно «вкрапливать» в процесс интенсивной учебной деятельности. [18, с. 4]

Игры и упражнения могут применятся не только по отношению к подросткам, у которых есть проблемы в общении с окружающими и в семье, но и в общеоздоровительных целях, например для большей концетрации учащихся, для укрепления физического и морального состояния.

При помощи игр и упражнений можно оживить изучение любой учебной дисциплины, но лучше всего для этого подходят гуманитарные дисциплины описательного характера. Кроме того, игротерапия лучше всего подходит для обучения умениям и навыкам, которым не обучишь только словами - например, коммуникативным навыкам, на которых, в сущности, основывается любое обучение. [18, с. 6]

Из первой главы мы уже знаем, что есть индивидуальная и групповая форма игротерапии. Для коррекции агрессивного поведения лучше подойдёт групповая форма, так как учащиеся будут должны найти общий язык с партнёрами по группе, контролировать свои эмоции и находить компромиссы между сверстниками.

Следующий метод коррекционной работы - арттерапия. «Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми». [7, с. 90]

О.Н. Истратова различает следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапиякак литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапияи др.

В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее часто используется рисуночная терапия, сказкотерапия и музыкальная терапия. Рисование ребенка прямо и непосредственно связано с игрой, вплетено в игру, являясь развитием сюжета и продолжением самой игры. Однако здесь есть и своя специфика.

В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Следующий метод - тренинг. Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка или подростка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром. Сторонники поведенческого тренинга как метода групповой работы с подростками исходят из предположения о том, что причиной значительной доли трудностей ребенка является отсутствие у него соответствующих навыков. [11, с. 227]

Элементы метода поведенческого тренинга находят широкое применение в коррекционной работе с детьми и их родителями в организации учению новому поведению; в приеме перехода от игровых ситуаций к условным и реальным жизненным ситуациям в ходе тренинга поведения и наконец, в приеме «домашних заданий», используемом в основном при работе с родителями. [1, с. 6]

Л. Анн определяет социально-психологический тренинг с детьми и подростками как «форму специально организованного обучения для самосовершенствования личности», в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально-психологическими знаниями и развитие способности познания себя и других людей; формирование положительной Я-концепции. [19, с. 38]

При организации тренинговой работы с детьми педагогу или психологу необходимо побуждать их к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты. Необходимым условием организации тренинга является разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия. [1, с. 7]

Ещё один метод коррекционной работы - психогимнастика. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В ходе занятий дети изучают различные эмоции, обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель здесь - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя вербальное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. [10, c. 6]

Последний метод, который мы рассмотрели - метод социальной терапии, или статусная психотерапия. Метод социальной терапии - это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением - как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у подростков с низким уровнем коммуникативной компетентности.

При реализации методов социальной и статусной психотерапии необходимо соблюдать следующие правила: их применение возможно только тогда, когда другие методы оказались неэффективными или в случаях, когда требуется экстренное психологическое вмешательство. Необходимо тщательно выяснить причины трудностей ребенка. Обязательное согласование вопроса о возрастных перемещениях ребенка с администрацией детского учреждения, педагогами и родителями. Обоснование возрастных перемещений для самого ребенка: перевод в младшую группу может стать для ребенка дополнительной психотравмой, поэтому необходимо объяснить ему его так называемый новый статус - «помощник взрослого». [7, с. 95]




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: