«Каникулы в Простоквашино» (по мотивам одноименного мультсериала).
Старший дошкольный возраст, логопедическая группа.
Авторы сценария: музыкальный руководитель Андреева Светлана Николаевна и учитель-логопед Смолина А.А. МАДОУ №19 п.Панковка
Цель: создать условия для проявления творческих и речевых способностей детей в рамках итогового логоритмического занятия.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Продолжать знакомство детей с различными средствами интонационной выразительности речи.
2. Учить мимикой, жестами и словом передавать характер изображаемого персонажа.
3. Закреплять названия букв русского алфавита в речи детей.
4. Упражнять в умении координировать речь и движение.
5. Формировать умение перестраиваться по-одному, парами используя все пространство музыкального зала.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Развивать силу голоса, объем речевого выдоха, просодические компоненты.
2. Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
3. Развивать психические процессы: память, внимание, зрительное и
слуховое восприятие, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, умения
слушать друг друга.
2. Создать условия для поддержания дальнейшего интереса у детей к драматизации.
3. Способствовать формированию желания вести здоровый образ жизни.
4. Создать условия обеспечивающие проявлению у детей положительных эмоциональных реакций, чувства радости и удовлетворенности.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма и чтение сказки Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»; обсуждение характера и поступков главных героев; выражение своего отношения к главным героям через художественно-эстетическую деятельность (рисование, лепку, конструирование); рассматривание иллюстраций к сказкам, энциклопедий с изображением реальных животных; посещение выездного театра в детском саду и обсуждение действий актеров и правил поведения на сцене; обыгрывание в сюжетно-ролевой и театрализованной игре наиболее понравившихся моментов; слушание музыки и песенок к мультфильму. Проведение цикла подготовительных занятий по логоритмике с последовательным включением всех упражнений итогового представления. Индивидуальная работа с детьми-исполнителями главных ролей.
|
Оборудование: костюмы «Дядя Фёдор», «мама», «папа», «почтальон Печкин», «Кот Матроскин», «Шарик», «Галчонок», «корова Мурка», «привидения»; бусы и камешки для пальчиковой гимнастики. Аудиозаписи: музыка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», «Пушистый беленький котенок» (Л.Брохман), «Паровоз» (Т.Суворова), «Привидения» (К.Костин), «Кто пасется на лугу?» (А.Пахмутова, Ю.Черных), «Финская полька», «Семья» (А.Ермолов), фонограммы-минусовки из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Сценарий занятия:
Дети заходят в зал под музыку из мультфильма «Простоквашино», садятся на стульчики.
Ребенок-ведущий:
Произошла история: недавно иль давно?
История занятная, каких полным-полно!
Деревня Простоквашино ждет в гости нас сейчас.
Но может, эту сказочку в другой расскажем раз?
Дети хором: Нет-нет-нет-нет мы хотим сегодня!
Нет-нет-нет-нет мы хотим сейчас!
Под музыку из мульфильма «Простоквашино» дети-артисты садятся на свои места: мама - за журнальный столик с телефоном, папа - на компьютерный стул и берет в руки газету, дядя Федор садится на пол, рассматривает книжки и игрушки. Мама разговаривает по телефону, папа в кресле читает газету, дядя Федор рассматривает книжки, играет с игрушками.
|
Ведущий: У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор. Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик, и родители были хорошие – мама и папа.
Диалог-драматизация «Семья» (совершенствование просодии речи и артистических навыков)
Мама (говорит по телефону): Здравствуй, Любочка-подружка! Ты давно мне не звонишь. Может быть, сегодня в гости на минутку забежишь? Много дел, да…немало ждет домашних нас хлопот – нужно ужин приготовить, постирать, сварить компот.
Дядя Федор: Мама, мама, надоело мне играть. Можешь сказку почитать?
Мама: Подожди ты, не гуди! Лучше к папе подойди!
…Что? Ты кофточку купила? Говоришь красивый цвет? Рюшки, бантики, оборки – замечательно, слов нет! Да…каблук такой высокий – сможешь ты такой носить? Ах, как хочется мне тоже эти туфельки купить!
Дядя Федор: Мама, мама, надоело мне играть. Можешь сказку почитать?
Мама: Вон, сидит на кресле папа – попроси его играть!
Дядя Федор подходит к папе (он сидит спиной к зрителям в кресле с газетой в руках, в домашних шлепанцах, с усами и в очках). Под музыку из кинофильма «Приключение Шерлока Холмса» Дядя Федор поворачивает папу к зрителям.
|
Дядя Федор: Папа, папа, не читай – лучше в мячик поиграй! Я тебя прошу давно – отведи меня в кино!
Папа: Это все потом, потом. Тебе нужно погулять. Мне же важно очень срочно всю рекламу дочитать. Да футбол сегодня будет – я болею за Спартак! Ну а в мячик поиграем завтра вечером – пока!
Ведущий: Сделал себе Дядя Федор бутерброд с колбасой и пошел гулять, а навстречу ему кот идет.
Дядя Федор под музыку проходит маршевым шагом по кругу зала.
Матроскин: Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь! Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. А еще нужно язык специальной гимнастикой разминать, тогда вкуснее получится и мурлыкать лучше будешь!
Артикуляционная гимнастика под ритмичную музыку. Выполняют все дети – выходят на середину зала. Упражнения направлены на развитие мимических мышц и комплекс упражнений для базового звука [Р]:
«трубочка-улыбочка» (3-4 раза), «лягушка-обезьянка» (3-4 раза),
надувать щеки: правая – хлопок ладошкой по щеке, левая – хлопок ладошкой, обе щеки – хлопок ладошками по щечкам.
«гармошка»(4-5 раз) – «лошадка»(2 подхода по 4-5 раз) – «тпру» губами.
Дети садятся на стульчики, остаются Дядя Федор и кот Матроскин, выходят на свои места «мама» и «папа».
Дядя Федор: Пошли ко мне жить!
Кот (сомневается): Мама твоя меня выгонит!
Дядя Федор: Ничего, не выгонит! Может, папа заступится.
И пошли они к дяде Федору.
Мама: Что-то у нас кошачьим духом пахнет! Не иначе, как дядя Федор кота притащил!
Папа: Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот нам не помешает.
Мама: Тебе не помешает, а мне помешает.
Папа: Чем он тебе помешает?
Мама: Тем, ну вот ты сам подумай, какая от этого кота польза? Только шум один.
Кот Матроскин: Я котик музыкальный, люблю я петь друзья!
На танец мой веселый вас приглашаю я!
Танец под песню «Пушистый беленький котенок» (Л. Брохман)
Дядя Федор: Если вы моего кота выгоняете, я тоже уеду в Простоквашино!
Мама: Это ты как хочешь, только чтобы завтра кота дома не было!
Ведущий: Она конечно, не верила, что дядя Федор из дома уйдет. И папа не верил. Они думали, что он просто так говорит. А он серьезно говорил и начал одеваться в дорогу.
Ритмическая игра «Паровоз» (Т.Суворова)
Фонопедическое упражнение «Простоквашино»
(авт. Андреева С.Н.)
Ведущий: Паровоз привез нас в Простоквашино!
Там полным-полно прекрасного!
Ах, как красиво! (сказать на одном вдохе)
Вот идет сердитый Печкин. (ходьба с согнутыми в локтях руками),
П-ф-п-ф-п-ф! (мимикой показать сердитое лицо)
Он шагает к нам навстречу. (два шага вперед)
Нас встречает на крылечке. (высоко поднимая ноги, два шага «на крылечко идем»)
Вот веселая пчела гостям меда принесла.
З-з-з (следить глазами по «восьмерке» за полетом пчелы)
* Села к нам на локоток (правой ладшкой за левый локоть)
Полетела на носок.(правой рукой взять себя за нос)
(от * повторить 2-3 раза после хлопка, меняя руки)
Пчелку Шарик испугал: ГАВ! ГАВ! (низким голосом) Гав-гав! (высоким голосом)
Всю деревню испугал: ГАВ-ГАВ-ГАВ! Гав-гав-гав!
Галчата по небу летят, галчата Шарику кричат:
Каррррррр-карррррррррр-каррррррррр!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Ведущий: А у околицы встречал их добрый и веселый пес Шарик. Музыкально-ритмическое упражнение «Шла веселая собака» (Т.Суворова) Шарик: Здравствуйте! Возьмите меня к себе жить! Я буду вам дом охранять! Кот: Еще чего! У нас и дома-то нет! Дядя Федор: Хороший пес никому не помешает! Возьмем – втроем Веселее будет! А нет ли в деревне домика свободного? Шарик: Да есть, есть! Большой. Хозяева переехали в город жить. |
Кот: Меня Кот Матроскин зовут. Матроскин – это фамилия такая. А ты кто?
Шарик: Я просто Шарик, это кличка такая.
Дядя Федор: А меня дядей Федором зовут. Показывай дорогу к дому.
Ведущий: А домик этот был заброшенным – это потому, что его хозяева бросили. А хитрые привидения это узнали и поселились в этом доме.
Песня-танец «Привидения» (К.Костин), в ролях привидений двое детей.
Ведущий: А тут к ним галчонок прилетел и помог – все привидения из дома выгнал. И взяли они его к себе жить. Кот Матроскин стал галчонка учить разговаривать.
Диалог-драматизация по тексту сказки:
Матроскин: скажи - «Кто там? Кто там? Кто там?»
Галчонок: скажи: кто там? Кто там? Кто там?
Матроскин: неправильно! Скажи: «Кто там? Кто там? Кто там?»
Галчонок: неправильно! Скажи: кто там? Кто там? Кто там?
Шарик: Ты кот – лентяй! Лучше бы ты его песне про алфавит выучил!
Песня «Алфавит» (источник – ресурс уоutube.com)
Ведущий: Жили они дружно. Шарик дом охранял, галчонок читать учился, Дядя Федор по хозяйству работал, а кот - лентяй и вправду – все на печи лежал, да о корове мечтал.
Игра «Лентяй» (А.Буренина)
Кот Матроскин: что это мы все без молока да без молока? Так и умереть можно! Может, нам корову купить?
Дядя Федор: А денег где взять?
Шарик: Нужно продать что-нибудь ненужное!
Матроскин: А чтобы продать что-нибудь не нужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет! Давай мы, Шарик, тебя продадим?
Дядя Федор: продавать мы никого не будем. Мы пойдем клад искать!
Музыкально-ритмическая игра «Клад» (Л.Виноградов)
Ведущий: Матроскин так обрадовался, что побежал на луг корову себе выбирать.
Песенка-загадка «Кто пасется на лугу?» (муз.А.Пахмутовой сл.Ю.Черных)
Коммуникативная игра «Выбери друга» (муз. «Финская полька») Матроскин выбирает корову.
Дети садятся на стульчики. На сцене остаются «мама» и «папа», выходит Печкин (ребенок).
Ведущий: А тем временем мама с папой по любимому сыну очень скучали, они даже заметку в газету написали, что «Пропал мальчик. Зовут Дядя Федор. Рост метр двадцать. Глаза карие». Печкин эту заметку прочитал, и решил дядю Федора для родителей найти.
Печкин заходит к маме и папе: Здравствуйте! Это ваша заметка в газете была что пропал мальчик?
Мама: Наша, наша! И мальчик наш!
Папа: Как Дядя Федор в деревне живет? Есть у него друзья – кошки, мышки и собаки разные?
Печкин: Хорошо у нас в деревне Простоквашино! Я им почту ношу, галчонок им газеты читает. Кот Матроскин хозяйством занимается, корова Мурка молоко дает, Шарик на охоту ходит. А Дядя Федор скучает – ждет в гости маму и папу, потому что для каждого ребенка – самое главное на свете – это семья!
Дети выходят на финальную песню «Семья» (А.Ермолов). Поют один куплет, на припев идут в зал и обнимают своих родных мам и пап, пришедших на представление.