Урок №10. Форма государства




Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое форма государства?

2. Каковы особенности государственного устройства современных государств?

3. Как реализуется политический режим государств?

Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

I. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Формы правления и устройство государства, как правило, взаи­мообусловливают друг друга. Обычно выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей.

Монархия (от гр. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, султану и т. д.)

Монархии подразделяются на следующие виды:

абсолютная монархия — ничем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Катар, Оман, Саудовская Аравия и др.);

• конституционная монархия — полномочия монарха ограничены конституцией (Великобритания, Дания, Норвегия, Испания и др.). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям;

теократическая монархия — глава государства является одно­временно и религиозным главой (Оман, Катар и др.).

Республика (от лат. res — дело и publikus — общественный, все­народный) — форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами. Республиканские формы правления подразделяются на следую­щие виды:

парламентская республика. Верховный орган власти — парла­мент, который формирует правительство, издает законы, ут­верждает госбюджет и т. д. Первым лицом в государстве счи­тается руководитель правительства (премьер-министр, канцлер), хотя официально он и не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Австрия, Италия, Индия, Швейцария, Германия и др.);

президентская республика. Президент избирается внепарла­ментским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика и др.). Россия, согласно Конституции РФ (ст. I), также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики;

полупрезидентская (президентско-парламентская) республика. Сильная президентская власть сочетается с эффективным кон­тролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

 

II. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Структура территориального устройства и форма управления го­сударством обусловлены уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно ­территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края и т.д.).

В этой связи можно выделить следующие формы государств.

1. Унитарное (единое) государство — политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно-территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности. К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

1. Существование одноуровневой системы законодательства;

2. Подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

3. Существование только одного гражданства;

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Испания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованные (Франция, Испания, Италия) на уровне среднего звена управления имеют собственное административно-­территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью).

2. Федеративное государство (федерация) — устойчивый союз государственных образований (земель, штатов, республик, краев), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.).

Федеративные - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Примеры: США, Индия

Федерация облагает такими признаками:

1. Союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2. Наличие двухуровневой системы государственных органов;

3. Двухканальная система налогообложения.

3. Конфедерация — неустойчивая форма организации суверенных государств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например защиты от нападения извне, создания зоны межнациональной безопасности и др..Конфедерации - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

1.Межгосударственные союзы;

2. Содружества;

3. Сообщества государств.

Примеры: Содружество Независимых Государств, НАТО

4. Империя — могущественное государственное образование, со­стоящее из метрополии — главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская империи и др.).

Государство как институт власти представляет собой целостную систему, состоящую из множества элементов (институтов, мини­стерств, ведомств, органов и организаций). В демократическом государстве политическая власть подразделяется на три основные вида: законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждый из видов власти имеет относительную функциональную независимость от других видов и руководствуется в своей деятельности нормами конституционного права.

III. Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Различают:

1. Демократический политический режим - основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки демократии следующие:

1. Выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

2. Разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

3. Гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

4. Равноправие - все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их защиты;

5. Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

6. Согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Примеры: Референдум,многопартийность

2. Авторитарный политический режим - то недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

3. Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

Расисткий, Фашисткий режимы

Форма государства – особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.

Форма правления – порядок формирования высших органов власти.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.

Республика - форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика - форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.

Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государственной власти.

Унитарное государство - целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Федерация - сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Конфедерация - государственно-правовой союз суверенных государств.

Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Ключевые слова: Форма государства; форма правления; монархия; республика; парламентарная республика; президентская республика; смешанная республика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: