Имя «аль-Куддус»
(Чистый, Благодатный)
Языковое значение:
Слово «куддус» имеет два значения:
Первое: Слово «куддус» имеет форму «фуъуль» и взято из слова «кудс», то есть чистота.
Всевышний говорит:
وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
Мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Сура аль-Бакара, аят 30)
Аз-Зуджадж сказал: «Освящаем Тебя», то есть очищаем себя для Тебя.
Поэтому мы говорим: «байтуль-макдис», то есть очищенный дом. Или же место, где очищаются от грехов.
Второе: Кудс это баракат (благодать). И поэтому под словом «аль-ард аль-мукъаддаса» понимают «благодатная земля». Это мнение Катады, ибн Аль-Аъраби. Подкрепляет это мнение то, что Всевышний сказал:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ
Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благодать. (Сура аль-Исра, аят 1)
|
Это имя в текстах Корана и Сунны:
Что касается Корана, то это имя пришло в нем дважды. Первый раз в словах Всевышнего:
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ
Он – Аллах, и нет божества достойного поклонения, кроме Него, Властелина, Чистого, (Сура аль-Хашр, аят 23)
Второй раз в словах Всевышнего:
يُسَبِّحُ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ
То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха – Властелина, Чистого, Могущественного, Мудрого. (Сура аль-Джум'а, аят 1)
Смысл этого имени в отношении Аллаха:
Ибн уль-Къайим говорил: «Аль-Къуддус» Тот, Кто очищен от всякого зла, недостатка и порока. Как сказали толкователи Корана, это Тот, Кто чист от любого порока, очищен от того, что не подобает Ему».
Ибн Джарир говорил о словах Всевышнего:
وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ
Мы прославляем Тебя хвалой и очищаем Тебя?» (Сура аль-Бакара, аят 30)
«Мы прославляем Тебя» то есть очищаем Тебя и заявляем о Твоей непричастности к тому, что приписывают Тебе многобожники и молимся Тебе. «И очищаем Тебя», то есть приписываем Тебе те атрибуты, которые указывают на чистоту от скверны и чистоту от того, что приписывают Тебе неверующие».
Аль-Байхаки говорил: «Аль-Къуддус» Тот, Кто чист от пороков, очищен от детей и сотоварищей.
Ибн Касир говорил об имени Аль-Къуддус: «То есть Тот, Кто очищен от всех недостатков, и описан полноценными атрибутами»
|
Следы веры в эти прекрасные имена:
1 – Полнота чистоты со всех сторон.
Он Чист в Своих именах, в Своих атрибутах. Все Его имена прекрасны, нет в них зла. Все Его атрибуты великие, нет в них недостатка. Все Его действия описаны мудростью и величием. Всевышний Аллах Чистый от всех недостатков, от всех пороков и тому подобного. Примером этому можно привести:
1) Аллах очищен от того, чтобы у Него был сотоварищ, как сказал Всевышний:
اللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ
«Аллах, нет божества достойного поклонения кроме Него»
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ (1) اللَّهُ الصَّمَدُ (2) لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3) وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Скажи: «Он – Аллах Единый Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден и нет никого, равного Ему» (Сура аль-Ихляс, аят 1-4)
2) Он пречист от того, чтобы у Него была жена или дети. Всевышний рассказал о том, что джинны говорили:
|
وَأَنَّهُ تَعَالَى جَدُّ رَبِّنَا مَا اتَخَّذَ صَاحِبَةً وَلاَ وَلَدًا
Величие нашего Господа превысоко, и Он не взял Себе ни супруги, ни сына. (Сура аль-Джинн, аят 3)
Также Всевышний сказал:
وَقَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَلْ لَهُ مَا فِي السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَهُ قَانِتُونَ
Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются. (Сура аль-Бакара, аят 116)
وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَداً لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئاً إِدّاً تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدّاًأَن دَعَوْا لِلرَّحْمَنِ وَلَداً
Они говорят: «Милостивый взял Себе сына».Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписывают Милостивому сына. (Сура Марйам, аят 88-91)
3) Он очищен от смерти и сна.
Как сказал Всевышний:
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ
Уповай на Живого, который не умирает. (Сура аль-Фуркан, аят 58)
اللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ
Аллах, нет кроме Него божества достойного поклонения, Живого, Сущего. Им не овладевают ни дремота, ни сон (Сура аль-Бакара, аят 255)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах не спит и не подобает Ему спать»
4) Он непричастен ко злу.
Всевышний говорит в хадисе кудси: «О рабы мои, поистине Я запретил зло Сам Себе, и сделал среди вас его запретным, поэтому не делайте друг другу зла»
Также Всевышний говорит в Коране:
إِنَّ اللَّهَ لاَ يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وَإِنْ تَكُ حَسَنَةً يُضَاعِفْهَا وَيُؤْتِ مِنْ لَدُنْهُ أَجْرًا عَظِيمًا
Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой. (Сура ан-Ниса, аят 40)
И это несмотря на то, что Он мощен над Своими созданиями, так как Он их создал и ими владеет.
5) Он очищен от лжи.
Его речь правда, Его сообщения истина. Как сказал Всевышний:
وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللَّهِ حَدِيثًا
Чья речь правдивее речи Аллаха? (Сура ан-Ниса, аят 87)
وَعْدَ اللَّهِ حَقًّا وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللَّهِ قِيلًا
Истинное обещание Аллаха. Чья речь правдивее речи Аллаха? (Сура ан-Ниса, аят 122)
6) Он чист от ошибок и забывчивости.
Всевышний рассказал о Своем пророке Мусе, мир ему, что он сказал:
لاَ يَضِلُّ رَبِّي وَلاَ يَنْسَى
Мой Господь не ошибается и не забывает. (Сура Та Ха, аят 52)
7) Он чист от бедноты и жадности.
Как сказал Всевышний:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُوا بِمَا قَالُوا بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنْفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ
Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает. (Сура аль-Маида, аят 64)
Также Всевышний говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنْتُمُ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный. (Сура Фатыр, аят 15)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рука Аллаха полна, не уменьшается в ней ничего хоть Он расходует ночью и днем. Посмотрите на то, что Он расходовал со дня создания небес и земли, поистине это не уменьшило ничего в Его руке»
8) Он очищен от исчезновения.
Как сказал Всевышний:
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ (26) وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلاَلِ وَالإِكْرَامِ
Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием. (Сура ар-Рахман, аят 26-27)
9) Он очищен от подобия.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий. (Сура аш-Шура, аят 11)
Не очищает Аллаха тот, кто уподобляет Его созданиям, и тот, кто отрицает Его имена и атрибуты, обе эти группы на явном заблуждении.
Одним словом, если начать перечислять все то, от чего очищен Всевышний, то мы не сможем этого сделать, так как нет этому границ. Поэтому посланник Аллаха говорил: «Я не могу охватить хвалу Тебе, Ты такой, как Сам Себя описал»
Нет никого подобного Ему в Его чистоте.
Всевышний Аллах Царь, Чист от любого порока и недостатка. Из Его чистоты то, что нет никого подобного Ему, и это по следующим причинам:
1 – Чистота Аллаха полноценная, без недостатков, очищение же людей от недостатков неполное, оно меняется от времени к времени, от места к месту. Одним словом, какой бы степени не достигли создания в очищении от всего плохого, все равно это очищение не превзойдет степени слабого создания. Раб очищается например во время молитвы, но не может быть чистым во время исправления нужды. Раб очищает себя поклонением и подчинением, однако пачкает себя грехами и непослушанием. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Все люди ошибаются, а лучшие из ошибающихся кающиеся». Человек может себя очистить от унижения перед людьми и отказаться от просьб к ним, но он всегда будет нуждаться в Аллахе, всегда будет беден перед Его богатством, низок перед Его величием. Что же касается Аллаха, то Он очищен со всех сторон, от всякого недостатка, от любого порока.
2 – Очищение Аллаха постоянно, очищение же Его созданий временно.
Очищение созданий имеет начало, также имеет конец. Так как их появлению предшествовало отсутствие, и потом последует исчезновение. Как сказал Всевышний:
هَلْ أَتَى عَلَى الإِنْسَانِ حِينٌ مِنَ الدَّهْرِ لَمْ يَكُنْ شَيْئًا مَذْكُورًا
Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен? (Сура аль-Инсан, аят 1)
Всевышний сказал пророку Закарии:
وَقَدْ خَلَقْتُكَ مِنْ قَبْلُ وَلَمْ تَكُ شَيْئًا
Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было. (Сура Марйам, аят 9)
Однажды шел один из царей с высокомерной походкой, и увидел человека, который сказал ему: О раб Аллаха, поистине Аллах не любит такую походку. Тогда тот спросил: А разве ты не знаешь кто я? На что тот праведник ответил: З наю, начало тебя презренная капля, конец – зловонный труп, а по середине сосуд с калом.
Чистота Аллаха постоянная, ей не предшествовало небытие, не предшествовали пороки и недостатки, у нее нет начала, нет конца.
Очищение Аллаха должно быть через Его шариат.
Как сказал Всевышний Аллаха о словах своих ангелов:
وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ
Мы прославляем Тебя хвалой и очищаем Тебя?» (Сура аль-Бакара, аят 30)
Самым лучшим из видов очищения Аллаха является поклонение Ему в соответствии с Его шариатом, то есть в соответствии с Кораном, Сунной посланника, правильными убеждениями, благими словами, благими делами. Это то, чем доволен Аллах, и это проявляется с нескольких сторон:
1 – Очищение Аллаха через единобожие и правильную веру.
Самое великое чем могут рабы Аллаха очистить своего Господа это иман, единобожие, отрицание сотоварищей, очищение Его от любого недостатка и порока, которое приписали Ему неверующие и многобожники. Поэтому когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о самом большом грехе, он сказал: «Придавать Аллаху сотоварищей в то время как Он создал тебя». Дело в том, что многобожие самое большое поношение Аллаха, как сказал Всевышний в хадисе кудси: «Солгал на меня сын Адама и не подобает ему это, поносит меня сын Адама и не подобает ему это, что касается его лжи, то его слова: «Аллах не воскресит меня никогда. Создание в начале не было сложнее его воскрешения». Что же касается его поношения в Мой адрес, то его слова: «Всевышний взял себе ребенка». Я Единый, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и не было Мне равных никого»
Исходя из сказанного, самым лучшим делом является вера в Аллаха. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланника Аллаха спросили: Какое дело самое лучшее?» На что он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника»
2 – Очищение Аллаха сердцами.
Поистине Аллах смотрит в сердца рабов, поэтому их следует чистить. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах не смотрит на ваши тела и ваши внешности, однако Он смотрит на ваши сердца и ваши дела»
Также к этому относятся хорошие мысли об Аллахе, любовь к Нему, боязнь Его, упование на Него, любовь к Его посланнику, любовь к верующим, очищение сердца от лицемерия, показухи, запретных страстей, чтобы сердце было чистым, как сказал Всевышний:
يَوْمَ لاَ يَنْفَعُ مَالٌ وَلاَ بَنُونَ (88) إِلاَّ مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ
В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем. (Сура аш-Шу‘ара, аят 88-89)
3 – Очищение Аллаха делами.
Как допустим омовение. Это очищение тела для того, чтобы предстать перед Аллахом, совершая молитву и читая Его священные слова.
Молитва, раб очищает в ней Аллаха тасбихом, такбиром, возвеличиванием, рукуъ, суджудом. Поэтому молитва чистит раба от скверны грехов с двух сторон:
А) Она причина прощения прошлых грехов. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил, что слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как вы думаете, если у дверей одного из вас будет течь река, и он будет мыться в ней пять раз в день, останется ли что-нибудь из грязи на его теле?» Сподвижники ответили: Нет. На что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Таким же образом пятикратная молитва, Аллах очищает ею от грехов»
Б) Молитва оберегает от скверного. Как сказал Всевышний:
إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ
Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. (Сура аль-‘Анкабут, аят 45)
Также закят. Человек должен очищать свое имущество, которое он расходует на пути Аллаха, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах Благой не принимает ничего кроме благого». Также закят чистит душу от всего плохого, как сказал Всевышний:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا
Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий. (Сура ат-Тауба, аят 103)
Айша, да будет доволен ею Аллах, мазала на то, что собиралась давать в качестве садака благовониями, прежде чем дать милостыню бедняку, при этом говоря: «Поистине эта милостыня попадет в руки Аллаху прежде чем попасть в руки нуждающегося.»
Обращение к Аллаху через это имя.
1 – Посланник Аллаха, взывал к Аллаху этим именем в молитве. Айша, да будет доволен ею Аллах, передавала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил в рукуъ и суджуде:
سُبُّوح قدوسٌ رب الملائكة والروح
Преславный, Пречистый, Господь ангелов и духа
2 – Поминание Аллаха после витра.
Посланник Аллаха восхвалял Аллаха после окончания молитвы витр этим именем, как на это указывает хадис Убай бин Каъба, да будет доволен им Аллах, он говорил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в витре:
سبح اسم ربك الأعلى
Славь имя Господа твоего Всевышнего.
Также:
وقل يا أيها الكافرون
Скажи: «О неверующие! (Сура аль-Кафирун)
وقل هو الله أحد
Скажи: «Он - Аллах Единый, (Сура аль-Ихлас)
И после приветствия говорил:
سبحان الملك القدوس ثلاث مرات
«Слава Царю Пречистому» (3 раза)
وسبحانك اللهم وبحمدك أشهد أن لا إله إلا أنت أستغفرك وأتوب إليك