Фотосъемка города для архива




Коммерческая фотосъемка

Особенностью этого направления является максимально полное соответствие конечных изображений вкусам тех, кто платит деньги. А деньги за подобного рода работы есть только у людей, воспринимающих мир конкретно и не склонных к эстетизму. Здесь практически нет места творчеству. Но сама работа довольно увлекательна, так как требует решения массы технических и организационных проблем. Подкупающей особенностью заказчиков является наивная вера во всемогущество фотографии и цифровых технологий.

Фото 3. Непал, Катманду, Королевская пл, Киев 60

— Нам нужно сфотографировать внешний вид нашего предприятия, оно построено в 1892 году и с тех пор ни разу не ремонтировалось. Но на фотографиях оно должно выглядеть современно и привлекательно для инвесторов.

— Нет, мы не можем убрать припаркованные к фасаду машины и стоящие у крыльца мусорные баки, но вы же фотохудожник!

— Над коттеджем должно быть звездное небо... Фотография нам нужна срочно, на объект мы можем вас привезти только завтра утром на один час.

— Мы не можем включить свет во всех номерах гостиницы... Что значит, она имеет вид заброшенной тюрьмы? А за что мы вам платим деньги?

Единственное, что может выручить фотографа в таких ситуациях, это профессионализм, чувство юмора и терпение...

Фотосъемка города для архива

Казалось бы, здесь ничто не ограничивает фотографа в проявлении своих творческих талантов. Но это иллюзия. За редким исключением творческие изыски никому не нужны. Хорошо продаются только яркие, грамотно выстроенные и красивые картинки хорошо известных объектов и абстрактные этюды на тему современного градостроительства.

Город живет, реконструируются фасады, появляется новая подсветка домов, исчезают и появляются новые вывески и реклама, меняется одежда людей. Уже через месяц современная фотография улицы может стать лишь документальным свидетельством минувшего времени. Все это глобальным образом влияет на то, что мы видим на календарях, рекламе и в прессе. Но фотографу, специализирующемуся на архитектуре и городском пейзаже, без съемки в архив не прожить. Если заказчику нужен вид памятника А.С. Пушкину среди сугробов, никого не волнует, что на дворе июль...

Фото 4. Москва, переулки Китай-города, Pentax 67ll, 65mm, Agfa 25

Среди фотолюбителей распространено презрительное отношение к красивым, профессионально выполненным, но скучным и банальным фотографиям ночного города. Выглядит это странно, поскольку изображения эти исключительно прикладного значения и никакого отношения к искусству не имеют.

Человек — дневное животное, ночь для нас подсознательно более необычна и любопытна, чем светлое время суток. Казалось бы, увлечение ночной фотографией должно быть весьма распространено. Но, как показывает практика, это не так. Если мы попробуем отыскать качественные ночные фотографии какого-либо из городов России, скажем Туруханска или Новомосковска, то, скорее всего, окажется, что их просто не существует в природе. Если поищем ночные виды Москвы или Санкт-Петербурга, то окажется, что они есть только у 5—6 фотографов и не дешевле $200 за однократное использование... Причина тому — низкая квалификация большей части фотографов и банальная лень. Логика ситуации проста: «Вот когда мне закажут съемку наших богом забытых достопримечательностей, вот тогда... после перечисления 50% гонорара я и буду их фотографировать, по ходу дела и научусь...»

Жанр

Занятие жанровой фотосъемкой в условиях ночного уличного освещения не оставляет равнодушными ни профессионалов, ни начинающих фотолюбителей. Не нужны ни штативы, ни тяжелая аппаратура. Проблема только в одном. Если фотограф не отдает себе отчета в том, что же в конечном итоге он снимает, то либо не находится, что фотографировать, либо все фотографии со временем отправляются в брак. Любой фотоаппарат — уникальный инструмент, он делает двойную экспозицию на все кадры. Происходит наложение двух реальностей — той, что перед объективом, и той, что в голове у человека, приникшего к видоискателю. Если читатель возьмет на себя труд ознакомиться с творчеством фотографов, упомянутых в первой части этой статьи, то это утверждение станет очевидным.

Искусство

В нынешнем веке отдельные самодостаточные фотографии усилиями критиков и кураторов перестают восприниматься как серьезное искусство. Их можно понять. Что в фотографии считать искусством, похоже, не понимает уже никто. Чтобы называться фотографом, достаточно объявить об этом максимально большему количеству людей. Чем известнее фамилия — тем талантливее мастер... Снимать можно чем угодно: фотоаппаратом, часами, телефоном, печатать... печатать лучше, пожалуй, на жести или стекле... Большие фотографические арт-проекты или серии фотографий, объединенных единой темой, — хоть какая-то гарантия того, что автор действительно сколько-нибудь серьезно фотографирует. С другой стороны, нельзя и сильно сжимать рамки. Чем больше поле, тем больше на нем может пастись... ну, скажем, слонов.

Относительно фотографии вопрос «что такое искусство, и чем оно отличается от не искусства?» возникает постоянно. Не будем вдаваться в причины этого явления. Существует устоявшаяся точка зрения, что искусство от не искусства отличается искусственностью, иначе говоря, сделанностью. Искусство по-гречески «техне», то есть от природы отличается в первую очередь тем, что сделано (произведено) руками человека, тогда как природные вещи не произведены. Таким образом, сделанность является единственным традиционным критерием.

Но оставим высокие материи искусствоведам. В реальной жизни мы считаем искусством только то, что может являться предметом коллекционирования, то есть объектом выгодного вложения денег. А это традиционный авторский черно-белый отпечаток на баритовой бумаге. И желательно такого фотографа, чье имя гарантированно не забудут через сто лет.

Мы ходим на фотовыставки приятелей, дружески хлопаем их по плечу и говорим: «Ты — настоящий фотохудожник!» Но... заставить нас выложить хотя бы $100 за самый лучший их снимок можно только под пистолетом.

Другой характерный пример этого неприятного явления известен всем пользователям сетевых фотографических форумов. Вы публикуете совершенно потрясающую фотографию с видом на ночной Бейрут, в городе огни пожаров, в небе северное сияние, луна, звезды и пять пикирующих бомбардировщиков, на переднем плане обнаженная девушка прижимает к груди испуганного котенка. Однозначный шедевр. Этот снимок опубликовали три журнала и фотографический альманах. Интернет-версию за неделю посмотрело триста тысяч зрителей, из них сто тысяч написали, что ничего подобного не видели раньше, и вы, без сомнения, являетесь величайшим фотохудожником современности. Является ли это свидетельством того, что данный снимок можно считать искусством? Увы, нет. Не потому, что это плохой снимок, а потому, что это всего лишь цифровое изображение на мониторе, а в напечатанном виде это постер.

Так что же считать искусством? Видимо то, что продается в западных фотографических галереях, поскольку в нашей стране такое явление, как галерейная фотография, еще только претерпевает муки начальных этапов рождения. Посмотрим, что же эти их галереи предлагают, и чем это отличается от того, что предлагают у нас. Первое и, видимо, основное, что получает коллекционер, зашедший в галерею, это гарантия того, что его не обманут, поскольку хорошая репутация галерее выгодна. У нас же вы можете по цене нового автомобиля приобрести авторский отпечаток Родченко, напечатанный час назад в соседней комнате. Второй очень важный момент — это соответствие всех фотографий традиционным критериям, которые складывались около столетия. Для черно-белой фотографии это очень качественная ручная печать на баритовой (бумажной) бумаге, для цветной фотографии чаще всего — прямая печать со слайда на материалы Ilford Cibochrome. Каким образом печатаются подобные работы, и почему они не воспроизводимы в условиях коммерческих фотолабораторий, легко понять, ознакомившись со страничкой такого фотографа, как Рольф Хорн (https://www.f45.com/html/tech.html). О современном состоянии галерейной фотографии можно узнать, подписавшись на такой журнал, как B&W — Black & White Magazine for Collectors of Fine Photography.

Вернемся к нашему ночному городу и поговорим о сюжете. Давайте представим себе стоящий на штативе и направленный на некое пространство фотоаппарат. Для каждого сюжета (места, пространства кадра) есть бесконечное количество деталей, которые полностью его меняют, дополняют, улучшают или приукрашивают (примеры: пробегающая собака, горящий танк, падающий снег, писающий мальчик, лунный блик в глазу хулигана и т.п.). Исходя из этого тезиса, мы можем высказать предположение, что, направив фотоаппарат на любой участок пространства, мы можем дождаться некоего момента, когда сюжет достигнет состояния, достойного запечатления на фотопленке. Выбранный именно вами момент нажатия на спуск затвора зависит от множества факторов. Как часто вас в детстве били родители, и какие после этого сказки читали на ночь? Мерзнут ли у вас ноги? Нравится ли вам силиконовая грудь? Одна или две? Сопереживаете ли вы своему коту, когда он получает удовольствие, писая вам в тапочки? Помните ли вы день рождения основателя фирмы Nikon? Из ответов на эти и подобные им вопросы и складывается авторская фотография. Вам необходимо лишь научиться вкладывать ответы в маленький кусочек пленки.

Посредством фотоувеличителя, света и серебра запечатленный сюжет может быть воспроизведен и обнародован в бесконечном количестве вариантов. Можно допустить существование абсолютно идеального способа воспроизведения для каждого конкретного запечатленного сюжета. Но он никому не нужен. Интересны лишь те отпечатки, которые максимально полно отражают уникальную совокупность ответов на перечисленные выше вопросы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: