15. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категорий обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленного на:
а) организацию и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) организацию физической охраны объектов (территорий);
д) проведение необходимых организационных мероприятий
по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) определение и устранения причин и условий, способствующих совершению на объектах (территориях) террористического акта;
ж) применение современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности объектов (территорий);
з) оборудование объектов (территорий) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
и) контроль за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
к) обеспечение готовности подразделений охраны и работников объектов (территорий) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта;
л) минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях);
м) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
|
Внутриобъектовый режим – совокупность мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемом объекте, в соответствии
с требованиями внутреннего распорядка и пожарной безопасности.
16. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) включают в себя:
а) определение должностных лиц, ответственных
за антитеррористическую защищенность объектов (территорий)
и их критических элементов;
б) разработку организационно-распорядительных документов
по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
в) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при их нецелевом использовании;
г) проведение учений и тренировок с работниками объектов (территорий) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории) по заранее разработанным планам;
д) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты объектов (территорий), а также за уровнем подготовленности подразделений,
на которых возложена охрана объектов (территорий), к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объектах (территориях);
|
е) информирование работников объектов (территорий) о требованиях
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного
и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
ж) организацию обеспечения информационной безопасности, разработки
и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ
к информационным ресурсам объектов (территорий).
17. Требования к пропускному и внутриобъектовому режимам включают
в себя:
а) наличие у работников объекта (территории), включенных в списочный состав, разработанных пропусков;
б) учет выдачи (сдачи) пропусков;
в) определение необходимого уровня доступа на потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) для администрации
и работников объекта (территории);
г) организацию досмотра людей и транспортных средств при доступе
на потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории);
д) организацию встречи и сопровождения лиц, транспортных средств
по объекту (территории) (при необходимости);
е) определение порядка действий сил охраны при нарушении пропускного и внутриобъектового режимов.
18. В целях минимизации возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидации угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях):
а) разрабатываются планы эвакуации работников объектов (территорий)
в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;
б) разрабатывается план действий при установлении уровней террористической опасности в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г.
№ 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», включая порядок взаимодействия с силовыми и правоохранительными структурами Российской Федерации по обеспечению охраны и обороны объектов (территорий);
|
в) организуется взаимодействие с администрацией субъекта Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации
и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) разрабатываются планы проведения тренировок (учений);
д) организуется проведение с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий в отношении действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов.
19. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется
в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт
и утилизация (снос).
Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании
на проектирование инженерно-технических средств охраны.
По решению руководителей объектов (территорий), являющихся правообладателями, объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты и в большем
от предусмотренного техническим заданием количестве, а также количеством постов и сотрудников, осуществляющих физическую охрану в соответствии
с категорией объекта (территории), его функциональным назначением, а также
в зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположенияобъекта на территории субъекта Российской Федерации.
Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории),
на трудно просматриваемых участках периметра и уязвимых местах объекта (территории).
В случае если объект (территория) не подпадает ни под одну из указанных в пункте 11 настоящих требований категорий, инженерно-технические средства охраны оборудуются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий
и сооружений», а физическая охрана в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок организации охраны, пропускного
и внуриобъектового режимов.
20. Объекты (территории) независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой аварийного освещения;
г) системами противопожарной защиты;
д) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту объектов (территорий), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. Пути эвакуации
на объектах (территориях) должны быть свободны для перемещения людей
и транспортных средств.
21. Система видеонаблюдения, с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения, должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
22. Система оповещения на объектах (территориях) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении
на объектах (территориях) террористического акта.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории объектов (территорий).
Система оповещения на объектах (территориях) должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
23. Система аварийного освещения должна обеспечивать:
а) ручное управление работой освещения из помещения контрольно-пропускного пункта или помещения охраны;
б) совместимость с техническими средствами охранной сигнализации
и видеонаблюдения;
в) непрерывность работы освещения на контрольно-пропускном пункте,
в помещениях и на постах охраны, а также в зонах критических элементов объектов (территорий).
Сеть аварийного освещения должна автоматически переходить на питание от резервного источника.
24. Системы противопожарной защиты должны соответствовать требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
25. С учетом присвоенной объектам (территориям) категории предъявляются следующие требования:
а) объекты (территории), отнесенные к 3 категории, оборудуются:
ограждением периметра объекта (территории), в том числе зон
и отдельных участков объекта (территории);
контрольно-пропускными пунктами (постами);
устройствами (кнопками) тревожной сигнализации;
системой наружного видеонаблюдения по периметру объекта (территории);
физической охраной, в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок организации охраны, пропускного
и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) объекты (территории), отнесенные ко 2 категории, оборудуются:
ограждением периметра объекта (территории), в том числе зон
и отдельных участков объекта (территории);
контрольно-пропускными пунктами (постами);
устройствами (кнопками) тревожной сигнализации;
охранной системой наружного видеонаблюдения по периметру объекта (территории);
физической охраной объектов (территорий) сотрудниками подразделениями ведомственной охраны, частных охранных организаций,
а также в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
охранной системой внутреннего видеонаблюдения;
системой охраны периметра территории объекта;
системой контроля управления доступом;
стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;
оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами;
в) объекты (территории), отнесенные к 1 категории, оборудуются:
ограждением периметра объекта (территории), в том числе зон
и отдельных участков объекта (территории);
контрольно-пропускными пунктами (постами);
устройствами (кнопками) тревожной сигнализации;
охранной системой наружного и внутреннего видеонаблюдения
по периметру объекта (территории), позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;
физической охраной объектов (территорий) сотрудниками подразделениями ведомственной охраны, частных охранных организаций,
а также в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой видеонаблюдения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории;
системой контроля управления доступом;
системой охраны периметра территории объекта;
стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;
оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания);
оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
На объектах (территориях), отнесенных к 1 категории дополнительно разрабатывается:
особый порядок доступа на объект (территорию);
организационно-распорядительные документы органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию).
26. Ограждение периметра объекта (территории) должно соответствовать следующим требованиям:
а) ограждение возводится по всему периметру объекта (территории)
и предназначено для воспрещения прохода лиц и проезда транспорта на объект (территорию) вне контрольно-пропускных пунктов;
б) ограждение периметра объекта (территории) состоит из прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны (при
их наличии);
в) к ограждению периметра объекта (территории) не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся составной частью периметра объекта (территории);
г) в ограждении периметра объекта (территории) отсутствуют лазы, проломы и другие повреждения, а также не запираемые ворота, двери и калитки.
27. Контрольно-пропускные пункты для пропуска людей на объект (территорию) обустраиваются в специально построенных (выделенных) зданиях (строениях) или на входе в охраняемый объект (территорию).
28. В зависимости от места обустройства на контрольно-пропускных пунктах оборудуются:
а) проходная;
б) помещение для хранения и оформления пропусков (карт);
в) камера для хранения личных вещей сотрудников (работников)
и посетителей объекта (территории);
г) система контроля и управления доступом.
29. Для организации работы подразделений охраны на объектах (территориях) оборудуются:
а) помещение (комната) для сотрудников подразделения охраны
и размещения технических средств охраны;
б) комната отдыха и приема пищи для сотрудников подразделения охраны.
30. Контрольно-транспортные пункты, предназначенные для пропуска транспортных средств, располагаются на периметре объекта (территории) с его внешней или внутренней стороны, оборудуются воротами и калитками.
По периметру объекта (территории) могут быть оборудованы основные, запасные и (или) аварийные ворота.
Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию
в закрытом положении.
Запирающие и блокирующие устройства должны обеспечивать необходимую защиту от разрушающего воздействия, сохранять работоспособность в диапазонах температур и влажности окружающего воздуха, характерных для данной климатической зоны, при прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.
С внешней и внутренней стороны ворот, а также на участках внутриобъектовых дорог, проходящих вблизи критических элементов объекта (территории), устанавливаются устройства для ограничения скорости движения и (или) полной остановки транспортных средств для их досмотра.
31. Системы и средства охранной сигнализации должны обеспечивать:
а) выдачу сигнала о тревоге в любое время суток;
б) минимальную вероятность ложных извещений о тревоге;
в) выдачу извещений о неисправности или об отказе технических средств охранной сигнализации;
г) сохранение исправного состояния при воздействии влияющих факторов окружающей среды;
д) сохранность работоспособности при отключении сетевого источника электропитания или другого основного источника электропитания в течение времени прерывания электропитания.
32. Системы контроля и управления доступом должны обеспечивать предотвращение несанкционированного прохода в помещения ограниченного доступа объекта (территории) и выдачу информации о попытках несанкционированного проникновения на объект (территорию).
В автоматизированных системах управления доступом в дополнение
к контролю пропуска должны использоваться способы удостоверения личности по присвоенным признакам.
Система контроля и управления доступом должна быть защищена
от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков, а конструкция, внешний вид и надписи на ее составных частях
не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
33. Преграждающие устройства системы контроля и управления доступом должны иметь защиту от прохода через них одновременно 2 или более человек и возможность механического аварийного открывания в случае пропадания электропитания или возникновения чрезвычайных ситуаций.
34. Вне зависимости от категории объекта (территории) при отсутствии возможности, обусловленной объективными факторами, допускается применять отдельные средства инженерно-технической укрепленности более низких классов защиты. К таким объективным факторам относятся:
а) расположение зданий и сооружений объекта (территории)
в непосредственной близости от транспортных магистралей (фактически отсутствует территория перед фасадом охраняемого здания);
б) строительство или реконструкция объекта (территории) в особых климатических зонах (вечная мерзлота, пустыни, лесные массивы);
в) значительная протяженность периметра охраняемой территории;
г) несоответствие нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в части архитектурно-планировочных решений развития региона, области, города.
35. В случаях, указанных в пункте 34 настоящих требований, обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается созданием дополнительных рубежей охраны, организуемых с помощью технических средств охраны или физической охраной.
36. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
37. В целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), администрацией объекта (территории) при получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму.
38. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями,
в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого
в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».